Руководитель проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За права заемщиков», зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов обратился к председателю ЦБ РФ Эльвире Набиуллиной с просьбой проверить, как банки информируют клиентов об изменениях в условиях договоров: корректировке процентных ставок по действующим кредитам, снижении лимитов по кредитным картам, повышении комиссии за снятие наличных по картам. Мониторинг, проведенный экспертами проекта, показал, что клиенты банков зачастую узнают о таких изменениях только при расчетах с кредитной организацией, говорится в сообщении ОНФ.

По итогам мониторинга сайтов десяти банков, лидирующих по числу выданных кредитных карт (Сбербанка, «Русского Стандарта», Альфа-Банка, банка «Бинбанк Кредитные Карты», Хоум Кредит Банка, Банка Москвы, МДМ Банка, Росгосстрах Банка, ЮниКредит Банка и Московского Кредитного Банка), эксперты обнаружили, что шесть из этих банков сообщили на своих сайтах о повышении ставок по вновь выдаваемым кредитным картам, четыре — о повышении комиссии за снятие денег с любых кредиток в банкоматах и пунктах выдачи наличных. Один банк уведомил о повышении платы и комиссии по страховкам для заемщиков и еще один ограничил для всех своих кредиток лимит по снятию наличных до 10% в месяц от установленного лимита.

А банк «Авангард», к примеру, сообщил о повышении ставок по уже действующим кредитным картам, чем вызвал волну критики со стороны возмущенных клиентов, узнали эксперты. Также выяснилось, что в рамках изменения тарифов некоторые банки повысили ряд дополнительных комиссий по кредитным картам, например за переводы на счета третьих лиц с кредитного счета, за валютную конвертацию при оплате товаров и услуг за рубежом. Обычно банк раскрывает информацию о такого рода изменениях в условиях кредитования на официальном сайте, а также в своих офисах и через «Личные кабинеты» клиентов в Интернете. Но данный порядок уведомления, как отмечают эксперты проекта «За права заемщиков», неудобен для большинства граждан: чтобы узнать о таких серьезных изменениях в условиях кредитования, им требуется иметь выход в Интернет, самостоятельно разыскивать информацию в Сети, практически постоянно пользоваться «Личным кабинетом» на сайте банка.

«К сожалению, банки предпочитают перекладывать ответственность за информирование на самих клиентов: чтобы быть в курсе дела, граждане должны регулярно мониторить банковский сайт. При этом порой важная информация бывает скрыта в самой глубине сайта. По нашему мнению, целесообразно было бы закрепить для кредитных организаций единый порядок информирования населения об изменении условий договора (с включением в текст договора), в том числе почтовым сообщением, телефонным звонком, сообщением СМС, сообщением электронной почты. В зависимости от способа извещения требуется установить и сроки вступления изменений в силу. Мы попросили Центральный банк выяснить, как банки информируют клиентов об изменениях по действующим кредитам, и принять меры к тому, чтобы граждане имели возможность получать столь важную информацию своевременно, а не постфактум», — отмечает Климов.