Правительство РФ внесло изменения в правила предоставления субсидий российским лизинговым компаниям и производителям воздушных судов на возмещение части затрат по кредитам. Соответствующее постановление № 225 от 14 марта 2015 года с поправками в постановление № 1073 от 22 октября 2012-го опубликовано на выходных на сайте Кабмина.

Как следует из пояснительной записки, подписанным документом вносятся изменения в утвержденные постановлением № 1073 правила предоставления субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и Внешэкономбанке в 2008—2015 годах на закупку воздушных судов с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга, а также указанным компаниям и производителям воздушных судов — по кредитам, полученным на приобретение тренажеров для российских воздушных судов. Так, действие правил распространяется теперь и на сделки, реализуемые в форме договоров аренды воздушных судов (операционного лизинга).

Кроме того, базой для расчета субсидии по кредитам, полученным лизинговыми компаниями после 1 января 2015 года, определена ключевая ставка Банка России.

В настоящее время лизинговым компаниям предоставляются субсидии по ранее привлеченным кредитам для реализации сделок лизинга более чем 40 самолетов «Ил-96-300», «Ту-204/214», SSJ-100, «Ан-148» и тренажеров к ним. Размер субсидии для них определяется из расчета 0,9 ставки рефинансирования Банка России.

В связи с произошедшим двукратным удорожанием коммерческих кредитов расходы на их обслуживание делают любые сделки по покупке и лизингу самолетов убыточными, что может привести к свертыванию уже реализуемых и запланированных на ближайшую перспективу программ производства, прежде всего самолетов Sukhoi Superjet 100. В целях исключения кризисных последствий ситуации на финансовом рынке для российского авиастроения подписанное постановление привязывает максимальный размер субсидии к ключевой ставке Банка России по кредитам, полученным после 1 января 2015 года, но субсидия должна составлять не более 0,9 от 14% годовых.

Как следует из пояснительной записки, указанные решения реализуются в соответствии с антикризисным планом правительства. «Принятые решения будут способствовать реализации планов производства и лизинга отечественных воздушных судов в рамках действующих и новых договоров. Повысится эффективность государственной поддержки производства и сбыта отечественных воздушных судов, в частности самолетов SSJ-100. Будут созданы условия для стабилизации финансово-экономического состояния ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» без привлечения дополнительных средств из федерального бюджета», — ожидают в правительстве.