На рынке лизинга, который по итогам 2014 года сократился на 13% по объему нового бизнеса, в 2015-м продолжится спад: крупнейшие сегменты продемонстрируют сжатие, а точкой поддержки станет автолизинг с нулевыми темпами прироста. Это базовый прогноз рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), который приводится в подготовленном им исследовании «Рынок лизинга по итогам 2014 года: продолжаем снижение».

Сокращение бизнеса и ухудшение макроэкономической ситуации уже привели к росту доли проблемных активов, в 2015 году также ожидается сохранение этой тенденции, говорят эксперты.

По данным исследования, в 2014 году сумма новых договоров лизинга сократилась на 23% и составила 1 трлн рублей, а объем нового бизнеса (стоимость лизингового имущества) уменьшился на 13% до 680 млрд. Объем рынка оказался минимальным с 2011 года, в первую очередь из-за сокращения крупнейших сегментов — железнодорожной техники и авиатранспорта — на 40,2% и 44,3% соответственно. Кроме того, давление на динамику рынка оказали снижение доступности и рост стоимости заемных средств, а также устойчивый рост проблемной задолженности.

Аналитики также отмечают, что доля проблемных активов с учетом вынужденных реструктуризаций на рынке составляет не менее 10%. За 2014 год доля проблемных активов выросла с 6% до 10% в портфеле компаний, в 2015 году она, по оценкам, может достигнуть 14%. На 1 января 2015 года доля реструктурированных сделок в совокупном портфеле лизингодателей в среднем по рынку составляет не менее 15%, а доля реструктуризации по крупным сделкам (прежде всего по ж/д технике) — порядка 40%. Не менее трети таких реструктуризаций агентство считает вынужденными и относит к проблемным активам.

По данным рейтингового агентства, доля госкомпаний в сумме новых договоров лизинга за 2014 год выросла с 42% до 48% и в 2015 году может превысить 50%. Увеличение доли связано с активным наращиванием сделок госкомпаниями в сегменте малого и среднего бизнеса. «Впервые с 2009 года доля сделок с МСБ составила более трети в сумме новых договоров лизинга за год. Ключевой причиной роста доли сделок с МСБ (на 27%) является более активная работа госкомпаний в сегменте автолизинга, — комментирует директор по банковским рейтингам RAEX («Эксперт РА») Станислав Волков. — По итогам 2014 года рост автосегмента составил около 25%, а благодаря высокой ликвидности этот сегмент остается привлекательным для лизинговых компаний даже в текущих условиях».

Согласно прогнозам экспертов, в 2015 году объем нового бизнеса сократится даже при оптимистичном сценарии. В случае его реализации сокращение может составить 10%, а объем нового бизнеса уменьшится до 610 млрд рублей. Оптимистичный прогноз предполагает сокращение железнодорожного и авиасегментов на 30% и 20% соответственно. Рост автолизинга составит не менее 5%, а спад в прочих сегментах — около 8%. Согласно пессимистичному (базовому) сценарию, объем нового бизнеса сократится до 540 млрд рублей (на 20%). В этом случае падение сегментов ж/д и авиатехники составит не менее 40%, а прошлогодний сегмент-лидер — автолизинг — на фоне удорожания автомобилей и спада автопродаж продемонстрирует нулевые темпы прироста.

См. инфографику к материалу и показатели топ-10 лизинговых компаний по итогам 2014 года на сайте источника