Комитет Госдумы по финансовому рынку поддержал концепцию внесенного правительством проекта закона «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках» (так называемого закона об амнистии капитала), но имеет к нему ряд замечаний. Заключение финкомитета размещено на сайте Госдумы во вторник в пакете документов к законопроекту.

Напомним, законопроект предполагает создание механизма добровольного декларирования физлицами имущества и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества декларантов, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами РФ.

В соответствии с законопроектом, декларацию можно будет представить до конца 2015 года в налоговый орган или в центральный аппарат Федеральной налоговой службы. На такую декларацию будет распространяться режим налоговой тайны: содержащиеся в ней сведения не могут быть предоставлены никаким государственным органам, а могут быть переданы исключительно самому декларанту для подтверждения факта декларирования.

Важным нововведением является предусмотренная в законе возможность оформить гражданам в свою собственность имущество, переданное ранее номинальным владельцам. Для этого предлагается ввести в законодательство понятия фактического и номинального владельца имущества, создать механизм передачи права собственности, а также предоставить возможность фактическому владельцу заявить о таком имуществе в декларации.

Законопроект предусматривает освобождение участников программы от уголовной, административной и налоговой ответственности (в пределах, определяемых законом) в отношении деяний, совершенных до 1 января 2014 года, если совершенные правонарушения были связаны с формированием (приобретением) задекларированных объектов имущества или с операциями по приобретению этого имущества. Данные, содержащиеся в декларации, нельзя будет использовать как основание для возбуждения уголовного дела или как доказательство в рамках уголовного дела, а также как основание для проведения налоговой проверки или для доначисления налогов в ее рамках. Кроме того, предусмотрено освобождение от налогообложения дохода, возникающего в связи с передачей имущества от номинального владельца фактическому, и дохода в виде получения имущества ликвидируемых офшорных компаний. Также декларанты получают гарантии признания и регистрации прав собственности на имущество, передаваемое от номинального фактическому собственнику.

«Комитет поддерживает концепцию законопроекта, направленную на создание механизма необременительного и добровольного раскрытия источников капитала, его местонахождения и лиц, являющихся его фактическими владельцами. Комитет также поддерживает создание условий для последовательной легальной и необременительной налоговой интеграции средств и имущества, находящихся в низконалоговых юрисдикциях, в юрисдикцию Российской Федерации», — говорится в заключении финкомитета.

Между тем в отзыве представлены и замечания к тексту нормативного акта.

Так, в проекте закона четко не определен круг преступных деяний и нарушений, от ответственности за которые освобождается декларант. По мнению комитета, во избежание произвольной трактовки этих положений целесообразно установить исчерпывающий перечень статей Уголовного кодекса и Кодекса РФ об административных правонарушениях, по которым декларанты освобождаются от уголовной и административной ответственности.

Авторам предлагается более детально проработать в законопроекте особенности процедуры декларирования имущества и участия в ней сторон, а также вопросы заключения и соблюдения соглашений о передаче имущества, поскольку здесь могут иметь место неправомерные действия в отношении собственников с использованием института фактических и номинальных владельцев.

В парламентском комитете по финрынку считают, что сроки прекращения действия программы и сроки представления декларации должны различаться, так как программа в том числе предусматривает для декларантов определенные гарантии, а прекращение ее действия означает и прекращение действия гарантий.

Кроме того, по мнению думского финкомитета, в законопроекте есть внутренние противоречия, касающиеся механизма предоставления гарантий. В частности, предполагается, что получить гарантии по программе можно при декларировании имущества вкупе с его репатриацией, но при условии, что в отношении декларанта на дату представления декларации не заведено уголовное дело или в отношении имущества, подлежащего декларированию, не проводится налоговая проверка. При этом декларант не может быть уверен, что в период между репатриацией имущества и подачей декларации не будет начата проверка, которая нивелирует все предусматриваемые законом гарантии. «Представляется, что указанная конструкция не будет способствовать добровольному декларированию офшорного имущества», — предупреждают в комитете по финрынку.