ЦБ РФ призвал банкиров повысить внимание к отдельным операциям клиентов с целью пресечения незаконного обналичивания денежных средств. Соответствующие методические рекомендации, касающиеся схем с участием платежных агентов и с использованием инфраструктуры Почты России, опубликованы в «Вестнике Банка России» (№ 30 за 8 апреля).

Регулятор констатирует, что в результате его надзорной деятельности наблюдается уменьшение объема операций по обналичиванию денежных средств с использованием банковских счетов, но на этом фоне «недобросовестными хозяйствующими субъектами и физическими лицами используются альтернативные незаконные схемы». Так, документ Центробанка № 9-МР предлагает кредитным организациям план борьбы с незаконной обналичкой, в которой участвуют платежные агенты (юридические лица, кроме кредитных организаций, осуществляющие деятельность по приему платежей физлиц по договору с поставщиком товаров/услуг, — операторы по приему платежей, а также юрлица и индивидуальные предприниматели, принимающие такие платежи по договору с операторами, — платежные субагенты).

ЦБ обеспокоен тем, что платежные агенты в нарушение профильного закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (103-ФЗ) зачастую не сдают в кредитную организацию для зачисления на свой специальный банковский счет либо сдают не в полном объеме полученные от плательщиков денежные средства, а передают их третьим лицам — заказчикам налички, которые «оплачивают» ее получение «в том числе путем проведения многочисленных транзитных операций через счета большого количества организаций для их последующего зачисления на расчетные счета платежных агентов» (те в свою очередь используют для расчетов с поставщиками уже «прокрученные» таким образом денежные средства). Поставщики же в рамках этой схемы не используют при приеме платежей от платежных агентов специальный банковский счет, а принимают денежные средства на другие свои банковские счета (что также является нарушением 103-ФЗ). Как подозревает регулятор, целями вышеописанных операций по обналичиванию могут являться уклонение от уплаты налогов, отмывание доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма.

В целях минимизации вовлечения в осуществление противоправной деятельности кредитным организациям рекомендуется при обслуживании платежных агентов и поставщиков относиться с повышенным вниманием к соблюдению ими режима использования специального банковского счета. Допустимые операции по такому счету прописаны в 103-ФЗ. В частности, для специального банковского счета платежного агента это зачисление принятых от физлиц наличных денежных средств; зачисление денег, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета. В законе отмечается, что «осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается». Поставщик в свою очередь должен принимать платежи только со специальных банковских счетов платежных агентов на соответствующий свой специальный счет.

В случае нарушения платежным агентом или поставщиком режима использования специального банковского счета (например, при незачислении платежным агентом на свой специальный банковский счет полученных от плательщиков наличных денежных средств в полном объеме, осуществлении расчетов с поставщиками через расчетный счет вместо специального, в том числе с использованием средств, полученных от «широкого круга третьих лиц», и т. п.) кредитной организации рекомендуется отказать клиенту в проведении операции (такая возможность предусматривается «антиотмывочным» законом 115-ФЗ), а если отказ от подозрительной операции имел место дважды за год — расторгнуть договор.

Эти же санкции ЦБ рекомендует банкам применять к клиентам, уличенным в незаконном обналичивании средств с использованием инфраструктуры Почты России.

Регулятор указывает на выявляемые случаи, когда юрлица-резиденты аккумулируют на открытых в банках счетах денежные средства, поступающие от значительного числа организаций, переводят их на счета филиалов ФГУП «Почта России» с последующей выдачей в наличной форме физическим лицам через почтовые отделения. Как следует из методических рекомендаций ЦБ (документ № 10-МР), банкам стоит насторожиться при наличии у клиента хотя бы одного из подозрительных признаков (размер уставного капитала равен установленному законом минимуму либо только незначительно его превышает; одно и то же физлицо является учредителем и руководителем организации и (или) ведет там бухучет; исполнительный орган организации-клиента отсутствует по адресу регистрации либо по нему зарегистрированы также и другие юрлица), а также при необычности операций (отсутствии очевидного экономического смысла и очевидной законной цели) и их транзитном характере (признаки транзитных операций описаны Центробанком в письме от 31 декабря 2014 года № 236-Т: это регулярное в течение длительного периода времени зачисление средств на счет клиента от большого количества других резидентов с последующим списанием этих денег в срок, не превышающий двух дней, при этом деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления и списания, не создает у него обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной).

Возможными действительными целями вышеописанных операций могут являться легализация преступных доходов и финансирование терроризма, либо у них могут быть другие противозаконные цели, считают в ЦБ. Поэтому при выявлении подозрительных признаков банкам предписывается запрашивать у клиента документы, являющиеся основанием для этих операций (в частности, договор, по которому Почта России оказывает клиенту услуги почтовых переводов в адрес физлиц), а также документы, обосновывающие выплату клиентом наличных денежных средств физлицам, реестры получателей переводов, документы об источниках поступления на счета клиентов денежных средств, которые идут на эти выплаты, и иные документы и сведения, разъясняющие экономический смысл проводимых операций. Банку рекомендуется присмотреться к другим операциям такого клиента и направлять информацию о необычных сделках в уполномоченный орган.

В случае непредставления клиентом запрошенных документов или сведений банк может отказать в проведении операции, а при двукратном за год отказе рассмотреть вопрос о прекращении обслуживания, следует из документа № 10-МР.