Микрофинансовые займы для физических лиц демонстрировали устойчивый рост в прошлом году, в то время как сегмент займов малому и среднему бизнесу показывал положительную динамику во II и III кварталах, но сократился по итогам всего 2014-го. Такую тенденцию выявляет статистика саморегулируемой организации «Микрофинансирование и развитие», на долю участников которой (это около 80 компаний — лидеров микрофинансового рынка) приходится более половины совокупного российского портфеля коммерческих микрозаймов.

По итогам 2014 года в структуре портфеля микрозаймов преобладали потребительские — 61,9% общего портфеля. Займы до зарплаты составили 20%, займы МСБ — 15,1%, онлайн-займы — 3%, свидетельствует статистика СРО «МиР».

Наиболее активный рост в 2014 году показал как раз самый маленький сегмент онлайн-кредитования: его объем увеличился на 350% — со 119 млн до 536 млн рублей, что, как поясняют эксперты, связано с общерыночной тенденцией распространения финансовых онлайн-сервисов.

В сегменте микрозаймов до зарплаты рост составил 53%. Объем таких займов в портфеле у МФО, входящих в СРО «МиР», достиг 3,604 млрд рублей против 2,352 млрд годом ранее.

Портфель потребительских микрозаймов вырос на 44% — с 7,74 млрд рублей на конец 2013 года до 11,15 млрд на конец 2014-го.

Сегмент займов для МСБ продемонстрировал по итогам года спад на 16% — с 3,24 млрд до 2,73 млрд рублей. «Данная тенденция в первую очередь связана с ухудшением экономической ситуации и повышением риска кредитования предпринимательского сектора», — поясняют в саморегулируемой организации микрофинансистов.

По итогам 2014 года МФО, входящие в СРО «МиР», увеличили совокупный портфель на 34% — до 18 млрд рублей. За год компании выдали займов на 34,42 млрд. Средняя сумма займа на предпринимательские цели и развитие самозанятости составила 267,5 тыс. рублей, средняя сумма займа физическому лицу — 11,2 тыс.