Девять из десяти автомобилистов знают о вступивших в силу в апреле изменениях в правилах страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), но, похоже, не ждут от них ничего, кроме лишних расходов. Об этом свидетельствует опрос, проведенный «Левада-Центром».

Большинство автомобилистов — 74% — считают, что полис ОСАГО — не более чем очередной налог, а как система страхования работает плохо. В обществе взаимного недоверия, каким является российское общество, любые государственные инициативы воспринимаются скептически, это базовая реакция, комментируют итоги опроса эксперты «Левада-Центра».

64% владельцев автомобилей (в России в среднем 37% взрослого населения страны ездят за рулем, а 24% делают это ежедневно) уверены, что получить возмещение ущерба по полису ОСАГО сложно. И потому, по единодушному мнению как автомобилистов, так и пешеходов, на практике полис ОСАГО толком не защищает ни виновников, ни жертв дорожно-транспортных происшествий. Поэтому неудивительно, что большинство автомобилистов (53%) уверены: апрельские изменения в правилах страхования не улучшат ситуацию с возмещением ущерба, отмечают аналитики. Но треть водителей все же полагают, что польза будет и ждут улучшений.

Причем те, кто были виновниками ДТП, заметно реже критикуют систему обязательного страхования ответственности: соотношение согласных и несогласных с мнением о том, что ОСАГО — это не более чем налог, снижается менее чем до трех к одному против четырех к одному в среднем.

За последние три года почти каждому пятому респонденту пришлось столкнуться с проблемами транспортных происшествий: либо они сами, либо их близкие становились виновниками ДТП. В трети случаев выплаты по ОСАГО полностью решили проблему, но примерно такому же количеству виновников пришлось доплачивать из своего кармана. Именно в этой группе автомобилистов больше тех, кто положительно относится к страхованию, но только не в рамках обязательной системы, а индивидуально. Среди них преобладает мнение, что нужно приобретать дополнительную страховку, так называемое расширение к ОСАГО.

В среднем пять из шести автомобилистов знают о существовании дополнительных возможностей страхования своей ответственности, увеличивающих размер выплат. Из тех, кто знает о так называемом расширении ОСАГО, доля тех, кто считает полезным его приобретение, равна доле несогласных. Однако среди тех, у кого был личный опыт несения ответственности за ДТП, число сторонников покупки расширенного ОСАГО почти вдвое превышает число противников.

Это очень типичная для нашей страны ситуация: никто не надеется, что проблема может быть решена законодательно для всех одинаковым образом, но многие ищут и находят индивидуальные решения и подходы, заключают эксперты «Левада-Центра».