Пенсионный фонд России предоставил РБК данные о том, сколько новых клиентов негосударственные пенсионные фонды смогли привлечь за 2013–2014 годы, а также скольких они потеряли за это время. Больше всего пенсионных накоплений в другие фонды придется отдать «ЛУКОЙЛ-Гаранту» — по оценке РБК, более 17,3 млрд рублей. Такой вывод можно сделать, если умножить число ушедших клиентов — по данным ПФР, их 288,6 тыс. человек, на величину среднего счета в этом фонде — 60,1 тыс. рублей. Средний счет рассчитан по данным Банка России как отношение объема накоплений к числу клиентов в фонде на конец 2014 года.

Гендиректор «ЛУКОЙЛ-Гаранта» Сергей Эрлик полагает, что отток средств будет меньше — около 14,4 млрд рублей (из расчета, что средний счет клиентов, которые уйдут из НПФ, будет около 50 тыс. рублей). Отток клиентов из фонда Эрлик, как и другие представители фондов, объясняет конкуренцией на рынке НПФ.

При этом «ЛУКОЙЛ-Гарант» не лидер по числу клиентов, которые покинули фонд. На первом месте НПФ «КИТ Финанс» — из него ушло более 423 тыс. человек. Фонду придется передать до конца мая 2015 года в другие фонды 14,2 млрд рублей пенсионных накоплений, оценивает гендиректор компании «КИТ Финанс Пенсионный администратор» Антон Шпилев. Сумма меньше, чем у «ЛУКОЙЛ-Гаранта», так как средний счет в этом фонде ниже (около 32,7 тыс. рублей).

Почти 70% клиентов ушли в 2013 году, пояснил Шпилев. «Тогда участники рынка считали 2013-й последним годом, когда возможно массовое привлечение новых клиентов, и вели очень агрессивную борьбу за переход застрахованных», — говорит Шпилев, добавляя, что эта борьба не всегда была честной. Сотрудники фонда обзванивали в течение 2014 года клиентов, которые ушли из «КИТ Финанса» и спрашивали, почему те приняли такое решение.

«Более половины опрошенных сообщили нам, что не подписывали никаких документов с другими страховщиками или не помнят этого. В результате более 15 тысяч человек вновь заключили договоры с «КИТ Финанс», — говорит Шпилев.

На втором месте по оттоку клиентов — НПФ «Промагрофонд» (372,9 тыс. клиентов), на третьем — «Стальфонд» (290 тыс. человек). Представители этих фондов не предоставили РБК комментарии на момент публикации материала.

Больше всего клиентов за прошлые два года смог привлечь НПФ Сбербанка — 2,2 млн. Фонду это удалось за счет того, что он представлен во всех регионах России через отделения Сбербанка, заявили в пресс-службе НПФ. Ближайшие конкуренты отстают от него почти вдвое: в НПФ РГС по итогам 2013–2014 годов перешло 1,3 млн человек, а в «ЛУКОЙЛ-Гарант» — 1,1 млн.