Правительство РФ постановлением № 473 от 18 мая 2015 года, которое было подготовлено Минтрансом, внесло изменения в правила предоставления субсидий на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда для внутрирегиональных и местных авиаперевозок. Сообщение об этом размещено в четверг на сайте Кабмина.

Правила предоставления лизинговых субсидий в авиационной сфере изначально были утверждены постановлением № 1212 от 30 декабря 2011 года. В новой редакции, в частности, изменен порядок распределения бюджетных средств. Сейчас предусмотрено, что не более 40% годового объема бюджетных ассигнований направляется на финансирование лизинга воздушных судов типа Ан-148 и SSJ 100, не менее 60% — на финансирование лизинга воздушных судов, предназначенных для местных и региональных воздушных перевозок (вместо 30% и 70% соответственно).

Размер предоставляемой субсидии в отношении приобретаемых в соответствии с правилами воздушных судов (за исключением SSJ 100) увеличен пропорционально увеличению средневзвешенного курса доллара в период с ноября 2011 года по ноябрь 2014-го (на 49,96%).

В правительстве указывают, что действовавшая до настоящего времени редакция правил увязывала предоставление субсидий с выполнением российскими авиакомпаниями ряда условий и некоторые из них оказывали негативное влияние на общую эффективность механизма субсидирования.

Так, период времени между производством и передачей авиакомпании по договору лизинга самолетов вместимостью от 75 до 103 пассажиров, оснащенных турбореактивными двигателями (SSJ 100, Ан-148), не должен был превышать двух лет. Это, как поясняют в Кабмине, ограничивало возможность возмещения авиакомпаниям затрат на уплату лизинговых платежей за произведенные в 2012—2013 годах самолеты SSJ 100, Ан-148, которые в силу ряда причин до настоящего времени не переданы авиакомпаниям и не эксплуатируются.

Сейчас предусматривается субсидирование лизинга указанных самолетов, у которых между датой производства и датой передачи эксплуатанту прошло не более десяти лет, с соответствующим уменьшением размера субсидии в зависимости от даты производства самолета.

Кроме того, до настоящего времени эксплуатация приобретаемого воздушного судна должна была начинаться не позднее чем через шесть месяцев со дня заключения договора лизинга. При этом нормами законодательства однозначно не определен момент (день) заключения договора лизинга.

Согласно федеральному закону «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» и Гражданскому кодексу РФ, сделки с воздушными судами подлежат государственной регистрации и считаются заключенными не с момента подписания, а с момента их регистрации.

В этой связи «в правила внесены изменения, корректирующие единое понимание сроков начала эксплуатации воздушных судов, в том числе получаемых от лизингодателей, не являющихся резидентами Российской Федерации», отмечается в пояснительных материалах Кабмина к постановлению.

Кроме того, до настоящего времени правилами устанавливалось требование наличия у авиакомпании государственной гарантии субъекта Федерации или банковской гарантии российского банка, обеспечивающей в течение не менее чем пяти лет со дня получения авиакомпанией воздушного судна надлежащее исполнение ею обязательств по договору с Росавиацией о предоставлении субсидии. Из этого вытекало обязательство авиакомпании заключать с субъектом Федерации или с российской кредитной организацией договор о предоставлении государственной или банковской гарантии в течение не менее чем пяти лет со дня получения авиакомпанией воздушного судна.

В сложившейся экономической ситуации реализация этой нормы усложнена, констатируют в правительстве. В связи с этим в правила внесены изменения, которые предусматривают получение авиакомпанией гарантии субъекта Федерации или банковской гарантии на срок не менее одного года с последующим ежегодным перезаключением договора.

Принятые меры позволят повысить эффективность механизма субсидирования, будут способствовать расширению производства и продаж новых гражданских пассажирских самолетов, обеспечат обновление парка воздушных судов, ожидают в правительстве. Там напоминают, что постановление подготовлено во исполнение комплекса мер, направленных на снижение стоимости авиаперевозок на внутренних воздушных линиях.