Большинство россиян не готовы обращаться в сомнительные организации за оформлением займа либо «урегулированием» проблемы с долгами, но 16% в случае отказа банка в выдаче кредита прибегли бы к помощи «серых кредиторов», а 4% россиян, имеющих проблемы с возвратом кредита, уже обращались к так называемым раздолжнителям. Об этом свидетельствуют результаты апрельского опроса Национального агентства финансовых исследований, проведенного при поддержке проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков».

Опрос, в котором участвовало 1,6 тыс. жителей 132 населенных пунктов 46 регионов РФ (статистическая погрешность оценивается не более чем в 3,4%), показал, что каждый десятый россиянин сталкивался со сложностями при выплате кредитов (в Москве — 4%), а у 17% и 25% граждан соответственно в подобной ситуации оказывались родственники или знакомые. При этом 53% жителей РФ никогда не имели таких проблем.

Рекламные предложения по «урегулированию» проблем с кредитом видели 70% опрошенных, однако только 4% респондентов решились обратиться за такой помощью, а еще 5% упомянули, что к таким услугам прибегали их близкие. Среди москвичей доля тех, кто никогда не сталкивался с подобными предложениями, больше, чем в целом по России, — 53%.

Тех, кто официально предлагает платные услуги по решению долговых проблем, 72% граждан считают мошенниками. Особенно подозрительно относятся к таким организациям люди старше 35 лет. Между тем 7% полагают, что это серьезные организации, чьи специалисты способны решить такие проблемы.

В случае возникновения проблем с выплатой кредита россияне скорее попросят в долг у друзей или родственников (38%), нежели обратятся в свой банк за отсрочкой платежа или увеличением срока кредита (30%). Попробуют перекредитоваться в другом банке 11%, а 4% обратятся за ссудой к работодателю. Только 2% опрошенных выразили готовность обратиться в организацию, предлагающую за небольшой гонорар решить вопрос с задолженностью в банке.

В рамках опроса участникам были продемонстрированы рекламные объявления организаций, куда можно было бы обратиться в случае отказа банка в выдаче кредита. В шести вариантах рекламы, которые представляли собой реальные баннеры из Интернета с признаками нелегальной финансовой услуги (отсутствие юридического лица и лицензии ЦБ), содержались предложения о выдаче быстрого займа в очень короткие сроки без требований к подтверждающим документам. Исследователи выяснили, что 84% респондентов в случае отказа банка в выдаче кредита не стали бы обращаться в эти организации. Тем не менее 16% граждан готовы были бы прибегнуть к их услугам, а наибольшее доверие у опрошенных вызвала реклама с наиболее гибкими условиями: доступные деньги без залога, комиссий и поручителей. В зависимости от предлагаемых условий к «серым кредиторам» с подобной многообещающей рекламой могли бы обратиться от 29% до 52% граждан.

По словам руководителя проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктора Климова, результаты опроса довольно оптимистичны, так как большинство россиян способны распознать финансовое мошенничество, но все же на деле многие склонны пользоваться недобросовестными финансовыми услугами. Кроме того, «очень настораживает рекламная активность так называемых раздолжнителей». «Идет массовая пропаганда того, что можно не платить по кредитам, что приводит к правовому нигилизму. Данной деятельностью должны вплотную заняться правоохранительные органы», — заключает Климов.