Об автолизинге хорошо осведомлены только 14% россиян, а готовы обратиться за такой услугой 17%. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного в мае 2015 года Национальным агентством финансовых исследований совместно с Russian Automotive Market Research.

Доля автовладельцев растет с 2008 года, и на сегодняшний день половина россиян имеют авто (51%). При этом более трети (36%) отмечают, что они принимали решение о покупке, а 15% — нет. Мужчины (48%) и опрошенные в возрасте от 35 до 44 лет (48%) наиболее часто играют главенствующую роль в выборе средства передвижения.

О возможности покупки автомобиля в лизинг знают немногие: только 14% оказались хорошо информированными, и еще 32% только наслышаны. Более половины россиян не в курсе, что существует такая услуга. Мужчины вдвое чаще сообщают о том, что неплохо осведомлены об автолизинге (19% среди мужчин против 9% женщин).

Потенциально 17% наших сограждан готовы рассмотреть возможность покупки автомобиля в лизинг. Две трети (75%) не рассматривают такой вариант, причем более половины (52%) точно не обратятся к такой услуге. Стоит отметить, что жители обеих столиц по сравнению с опрошенными в регионах более позитивно реагируют на вопрос о готовности купить авто в лизинг — 29% ответили утвердительно.

По данным Russian Automotive Market Research, на сегодняшний день приобретение автомобилей в лизинг в основном популярно среди корпоративных клиентов, поэтому доля лизинговых автомобилей на рынке новых легковых автомобилей невелика: 0,7% по итогам января — апреля 2015 года. Доля же лизинговых автомобилей на рынке корпоративных продаж больше — 6,3% за рассматриваемый период.

Также аналитики Russian Automotive Market Research отмечают, что в 2015 году самым популярным брендом лизинговых автомобилей стал Volkswagen, тогда как в январе — апреле 2014 года первое место принадлежало бренду Hyundai.

Самым популярным лизинговым автомобилем в 2015 году стал Volkswagen Polo, сместив Ford Focus, который лидировал по результатам января — апреля 2014-го.

Чуть меньше половины (49%) реализованных за четыре месяца 2015 года лизинговых автомобилей — седаны, хотя их доля за год уменьшилась на 4,7 процентного пункта. Сокращение спроса на седаны привело к росту спроса на хэтчбеки.

НАФИ опросило 1,6 тыс. человек в 132 населенных пунктах 46 регионов России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

«Одна из главных причин непопулярности автолизинга среди физических лиц в России — низкая финансовая грамотность населения. Большинство наших соотечественников просто не знают, что это такое», — комментирует руководитель исследовательских проектов НАФИ Сергей Антонян.

«Но только ли в финансовой грамотности дело? — рассуждает эксперт. — Для российского автолюбителя характерно эмоциональное отношение к автомобилю, важен сам факт обладания им. Лизинг же представляет собой «западный» прагматичный подход к владению автомобилем: машина остается в собственности у лизинговой компании, а потребитель берет ее в аренду. Лизингодателю даже не нужно обращаться в суд, чтобы отобрать автомобиль у неплатежеспособного лизингополучателя».

«Но и с сугубо прагматической точки зрения услуга лизинга в России не выглядит столь привлекательной, как на Западе. В нашей стране, беря автомобиль в лизинг, гражданин не получает никаких налоговых льгот, поскольку они предусмотрены только для предпринимателей», — добавляет Антонян.

«Чтобы автолизинг стал популярен у физических лиц, нужно провести большую разъяснительную работу, — считает директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи. — Возможностями лизинга могли бы воспользоваться граждане, у которых уже есть кредиты и получение нового кредита на покупку автомобиля вряд ли возможно. Пока еще нет регулярного обмена информацией между банками и лизинговыми компаниями, нет организаций, аналогичных бюро кредитных историй, которые бы вели реестр лизингополучателей — физических лиц. Также лизинг выглядит привлекательным для тех, кто не хочет декларировать имущество, так как лизинговый автомобиль является собственностью лизинговой компании. Лизинг может быть интересен и для тех автовладельцев, которые часто меняют автомобили. По окончании срока лизингового договора они могли бы оставлять автомобиль лизинговой компании и приобретать новый, не тратя силы и время на продажу автомобиля. Правда, в этом случае автолизингу для физических лиц придется конкурировать с buy back, trade-in».