Уровень потребительской уверенности россиян заметно повысился во II квартале — до минус 14% с минус 22% в I квартале 2015 года. Об этом свидетельствует обновленный «потребительский индекс Иванова» — введенный в оборот Сбербанком (аналитическим департаментом его инвестиционной структуры Sberbank CIB) индикатор, в котором центральный персонаж — условный Иванов — выступает в качестве «типичного представителя российского среднего класса».

Напомним, индекс рассчитывается раз в квартал. Он учитывает динамику таких показателей, как потребительские расходы, сбережения, потребительское поведение и уровень потребительской уверенности в целом.

Аналитики объясняют динамику II квартала тем, что «самые пессимистичные ожидания Ивановых не оправдались, а в связи с ослаблением опасений, связанных с валютными курсами и инфляцией, улучшилась оценка текущей экономической ситуации».

Уточняется, что индекс национального благосостояния на ближайшие 12 месяцев, который в I квартале находился на уровне минус 7%, во II квартале вышел в область положительных значений и составил 5%. Как поясняется, это изменение в основном обусловлено сокращением доли респондентов, ожидающих ускорения инфляции (с 67% в I квартале 2015 года до 60% в II квартале) и дальнейшей девальвации рубля (с 38% до 24%). Восприятие текущей экономической ситуации также стало менее пессимистичным (доля респондентов, полагающих, что российская экономика нестабильна, уменьшилась на 9 процентных пунктов). Это позитивно повлияло на ожидания, связанные с личным благосостоянием в ближайшие 12 месяцев: в I квартале соответствующий индекс составил минус 1%, а во II квартале поднялся до 5%.

Индекс, оценивающий условия для крупных приобретений, который в I квартале «нащупал дно» на отметке минус 39%, во II квартале поднялся до минус 29%. Более того, на фоне стабилизации курса рубля 8% опрошенных увеличили необязательные потребительские расходы.

Уровень безработицы среди респондентов остался на уровне I квартала — 10,3%, при этом ситуация на рынке труда не вполне благоприятна: индекс чистого найма в апреле — июне опустился до минус 47% (в I квартале он составил минус 44%), а 53% опрошенных отметили, что их работодатели сокращают персонал. Доля Ивановых, опасающихся увольнения, по-прежнему довольно велика — 36% по итогам II квартала (против 37% и 35% в I квартале 2015 года и IV квартале 2014-го соответственно). Безработица занимает второе место среди наиболее актуальных для респондентов проблем — ее упомянули 52% опрошенных (на первом месте — инфляция, которую отметили 60% Ивановых).

Доля тех, у которых нет сбережений, составила 39%, превысив как показатель предыдущего квартала (36%), так и уровень II квартала 2014 года (37%). При этом доля месячного заработка, отложенного в качестве сбережений, упала — в I квартале она составила в среднем 9,2%, а в II квартале опустилась до 7,9% (минимального значения с ноября 2013 года). «На наш взгляд, это обусловлено высокими темпами инфляции и вялой динамикой доходов населения, что негативно повлияло на сбережения Ивановых», — пишут аналитики Sberbank CIB.

При этом доля Ивановых, переходящих на более дешевые товары, уменьшилась по сравнению с предыдущим кварталом впервые с II квартала 2014 года. Почти половина респондентов отметила положительный эффект недавнего укрепления рубля.

Исследование, которое по заказу Sberbank CIB проводит агентство Cint, по методологии близко к квартальным исследованиям Росстата и аналогичным индексам в странах ЕС, однако охватывает более широкий спектр вопросов, относящихся к потребительскому поведению россиян со средним уровнем дохода. Опрошены 2,3 тыс. граждан в возрасте 18—65 лет из 164 городов России с населением более 100 тыс. человек. Погрешность оценивается менее чем в 2%.