Кризис сильно подорвал доверие к разнообразным мифам о современном обществе и бизнесе как в России, так и на Западе, заявил директор экономико-правовой школы ФБК, доктор экономических наук Сергей Пятенко, чьи слова во вторник приводит «Российская газета».

«Во-первых, кризис поставил под сомнение жизнеспособность пропагандируемой бизнесом модели жизни в кредит. Она позволяет разогнать спрос и посадить потребителя на кредитную иглу. Для бизнеса это хорошо. Значит, надо внушить всем, что это хорошо. Что и было сделано. Есть мнение: только дурак тратит собственные деньги, а умный — заемные. Это касается как производства, так и потребления. В производстве считалось неверным использовать средства акционеров — кредит, дескать, лучше. В потреблении — товары лучше брать в кредит, а свои деньги направлять в инструменты длительного инвестирования. Эта логика активно продвигалась и в России. Когда вы получаете пластиковую карту, вам обязательно скажут о преимуществе кредитной карты над дебетовой: в первом случае вы тратите деньги банка, во втором — свои, а это неправильно. А про высокие ставки процента — умолчат», — отмечает специалист.

Во-вторых, полагает Сергей Пятенко, был сделан удар по иллюзиям и распространению иждивенчества. Люди пытались обмануть будущее. Причем россиян понять можно. Долгие годы это будущее у них воровало социалистическое государство. Работала лукавая модель: сорок лет упорного голодного труда — и будет десять тысяч лет безоблачного счастья при коммунизме. Поэтому россияне вслед за западниками оказались уверены, что они по определению заслуживают хорошей жизни. Даже если не желают ни работать, ни повышать свои профессиональные качества. На таких иллюзиях кредит девальвирует мотивацию к труду и сбережению.

«Главное — извлечь уроки на будущее», — уверен специалист. Миру необходимо выстроить систему раннего предупреждения о потенциально опасных экономических процессах, подчеркивает он.