Fitch Ratings понизило 4 февраля следующие рейтинги Российской Федерации: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) в иностранной и национальной валютах с уровня «BBB+» до «BBB», краткосрочный РДЭ в иностранной валюте с «F2» до «F3» и страновой потолок с «A-» до «BBB+». По долгосрочным РДЭ сохраняется прогноз «негативный». Об этом сообщило агентство.

«Понижение рейтингов отражает отрицательное воздействие на Россию снижения цен на сырьевые товары и проблем на глобальных рынках капитала, в результате которых российские банки и компании испытывают сложности с рефинансированием внешнего долга, а также трудности для России, связанные с проведением необходимых корректировок макроэкономической политики», — отмечает глава аналитической группы Fitch по суверенным рейтингам европейских стран с развивающейся экономикой Эдвард Паркер.

«Масштаб оттока капитала и темпы сокращения золотовалютных резервов России существенно ослабляют государственный баланс», — уточняет Паркер. Золотовалютные резервы Российской Федерации снизились на 210 млрд долларов относительно пикового уровня на конец июля 2008 года до 386,5 млрд долларов на 23 января 2009 года. В то же время уменьшение резервов приблизительно на 58 млрд долларов отражает эффект переоценки.

Fitch обеспокоено сокращением золотовалютных резервов, вызванным совокупным оттоком капитала частного сектора, который в IV квартале 2008 года составил 94 млрд долларов. Отток может снизиться до умеренного уровня теперь, когда банки и компании накопили валютные активы, которые могут быть использованы для выплат по внешнему долгу с наступающими сроками погашения. Кроме того, заявление ЦБ РФ 23 января о том, что период быстрого управляемого снижения курса рубля фактически подошел к завершению, может уменьшить мотивацию для продажи рублевых и покупки валютных активов. В то же время отток капитала может продолжиться, если власти будут проводить непоследовательную макроэкономическую политику или в случае недостатка доверия к финансовым перспективам и институтам страны.

Агентство отмечает, что долларизация банковской системы увеличивается, а рубль опустился еще ниже после заявления ЦБ РФ, до уровня лишь немногим выше нижней границы нового коридора. Кредитно-денежная и валютная политика по-прежнему представляет собой непростую задачу для Банка России, которому необходимо решать, продолжать ли использовать золотовалютные резервы для поддержки рубля (что ослабило бы государственный баланс), сократить ли ликвидность на внутреннем рынке (что могло бы оказать негативное воздействие на банки) или пересмотреть валютную политику (что негативно сказалось бы на уровне доверия к ЦБ РФ).

Fitch в меньшей степени обеспокоено сокращением золотовалютных резервов, обусловленным погашениями внешнего долга, поскольку это оставляет чистый внешний долг страны неизменным. По оценкам агентства, частный сектор осуществил в IV квартале 2008 года чистые погашения внешнего долга в размере 36 млрд долларов, что соответствует уровню пролонгаций в 55%. Тем не менее поскольку объем выплат частного сектора по внешнему долгу, приходящихся на 2009 год, оценивается в 140 млрд долларов, они будут приводить к снижению золотовалютных резервов в течение года.

Рейтинги России продолжают поддерживаться сильным и ликвидным государственным балансом. На конец 2008 года общий госдолг составлял менее 10% ВВП (в то время как медианный показатель для стран с рейтингом в категории «BBB» равняется 28%), а суверенные фонды благосостояния имели около 225 млрд долларов. Несмотря на недавнее существенное снижение, золотовалютные резервы России все еще остаются третьими крупнейшими в мире, и страна продолжает быть внешним нетто-кредитором.

Тем не менее риски для кредитоспособности страны сохраняются. По прогнозам Fitch, в 2009 году рост ВВП будет равен 0%, в то время как в первом полугодии 2008 года рост составил 8%. В результате рецессии, проведения антикризисных мер и более низких цен на нефть бюджет в этом году станет дефицитным. Давление на рейтинги в сторону понижения может увеличиться в случае дальнейшего снижения цен на нефть, низкого уровня пролонгации внешнего долга, продолжающегося оттока капитала, роста напряжения в банковском секторе или осложнений в политической ситуации.