Уровень осведомленности россиян о кредитных историях повышается быстрее, чем осознание степени их важности. Об этом свидетельствует федеральное социологическое исследование (второе по счету; первое относится к 2013 году), проведенное в апреле 2015 года по заказу Банка России, Ассоциации российских банков и Национального бюро кредитных историй, которое и публикует его результаты.

Исследователи обращают внимание на ряд положительных тенденций в восприятии населением кредитных историй. Так, доля не знающих, что это такое, сократилась с 20,2% до 10,8% опрошенных. Доля граждан, давших правильные ответы на вопросы о представленной в кредитной истории информации, выросла: например, в том, что там содержится информация обо всех ранее полученных кредитах, уверены 59,8% респондентов против 31,6% в 2013 году. О содержании в кредитной истории информации о просроченных платежах по кредиту знают 57,9% против 49,5%, о содержании информации об имевших место запросах кредитной истории — 25,6% против 21%.

За два прошедших года на 16,5 процентного пункта снизилась доля граждан, которые не знают, где хранится кредитная история, свидетельствуют данные исследования. При этом с 28,3% до 37,2% выросла доля респондентов, совершенно справедливо считающих, что кредитные истории хранятся в бюро кредитных историй.

Людей, не понимающих, зачем им необходимо запрашивать свою кредитную историю, становится все меньше: 10% против прежних 21,3%. При этом 55,9% опрошенных (на 13,2 п. п. больше, чем в 2013 году) верно считают, что это может понадобиться для оценки шансов на получение нового кредита.

Вместе с тем результаты исследования свидетельствуют об остающихся серьезных пробелах в финансовой грамотности граждан, указывают в НБКИ.

В частности, с 20,6% до 28,4% увеличилась доля респондентов, уверенных, что их кредитная история хранится в банке, где был взят кредит, что является заблуждением. Ошибочно считают, что в кредитных историях содержится информация только о действующих кредитах, 30,7% россиян против 8,5% ранее. Кроме того, граждане плохо осведомлены о своем праве оспаривать записи в кредитной истории: об этом знают 39,2% опрошенных в 2015 году против 50,4% в 2013-м, а еще 40,6% затруднились ответить, обладают ли они таким правом (в 2013 году — 32,4%).

«Уровень осведомленности граждан о кредитных историях постепенно растет, — отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — Однако существует серьезная разница между знанием и пониманием. Пока можно констатировать, что растет скорее «популярность» кредитных историй, чем осознание того, для чего они существуют».

По его словам, кредитная история — это «документальное подтверждение финансовой репутации человека». При этом бывают ситуации, при которых негативные записи появляются в кредитных историях граждан ошибочно в процессе передачи сведений в БКИ кредиторами; также нередки случаи кредитного мошенничества. «Поэтому люди должны знать, что, во-первых, ошибочно попавшие в кредитные истории данные оспаривать можно и нужно. Во-вторых, при потере удостоверяющих личность документов необходимо немедленно обращаться в правоохранительные органы. А для оперативного выявления подобных случаев необходимо регулярно мониторить свою кредитную историю», — заключает эксперт.