Примеру «Аэрофлота», переключающегося ради снижения расходов с финансового на операционный лизинг, последуют другие авиаперевозчики, считает генеральный директор компании «Тройка Лизинг» Михаил Модин.

Он напоминает, что, как свидетельствуют данные полугодового отчета «Аэрофлота», авиакомпания объявила о сокращении в авиапарке количества воздушных судов, находящихся в собственности и финансовом лизинге, и увеличении количества лайнеров, находящихся в операционном лизинге. Решение авиаперевозчика обусловлено необходимостью сокращения расходов на содержание авиапарка, а также тем, что операционный лизинг подразумевает большую гибкость в управлении издержками.

На сегодняшний день долговая нагрузка на авиаперевозчиков, образовавшаяся вследствие финансирования по кредитным схемам и схемам финансового лизинга, негативно влияет на результаты их операционной деятельности и в конечном итоге может привести к уходу с рынка ряда авиакомпаний, отмечает Модин. По его словам, на фоне снижения спроса на авиаперевозки, сокращения количества маршрутов и ослабления рубля использование финансового лизинга, подразумевающего переход воздушного судна в собственность авиакомпании по истечении срока аренды, становится наименее привлекательной схемой финансирования, тем более что устоявшаяся практика подразумевает долларовые расчеты по лизинговым платежам в этой сфере.

Следует учитывать, что решение «Аэрофлота» об увеличении доли воздушных судов, находящихся в операционном лизинге, принято на фоне увеличения чистого убытка авиакомпании. При этом «Аэрофлот» является получателем роялти от зарубежных авиаперевозчиков, что является его конкурентным преимуществом, указывает глава «Тройка Лизинга». Авиакомпании, не располагающие доступом к данному финансовому потоку, тем более вынуждены переориентироваться на менее затратные схемы финансирования. Модин вспоминает в этой связи позитивные примеры на рынке авиаперевозок: так, S7 и «Уральские авиалинии» работают по операционному лизингу, не прибегая к лизингу финансовому, и не имеют существенной долговой нагрузки.

«Исходя из того, что «Аэрофлот» является крупнейшим игроком на рынке авиаперевозок, мы считаем, что его решение повлияет на пересмотр схем финансирования и другими авиакомпаниями. В 2016—2017 годах операционный лизинг, не предполагающий выкупа воздушных судов по истечении срока лизинга, станет основной схемой финансирования на российском авиарынке», — заключает эксперт.