Законопроект о частичном возмещении потерь по рублевым депозитам граждан из-за резкого падения курса бивалютной корзины ЦБ в конце 2014 года внесен в Госдуму депутатом от КПРФ Александром Потаповым. Соответствующая информация размещена в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Документом предлагается произвести в 2015—2016 годах компенсационные начисления на банковские вклады физических лиц в рублях по договорам, действовавшим на 31 декабря прошлого года или прекратившим действие в течение 2014-го. Размер таких начислений предлагается определять коэффициентом компенсации, умноженным на сумму вклада. Коэффициент рассчитывается индивидуально для каждого вклада и должен быть пропорционален изменению бивалютной корзины ЦБ за период действия договора вклада, а также учитывать фактическое повышение цен.

Исходя из расчетов разработчика, например, гражданин, открывший годовой вклад 1 сентября 2014 года под 11% годовых на сумму 2 млн рублей, сможет получить компенсацию в размере 194,6 тыс. А пенсионер, открывший годовой вклад под 10% годовых на сумму 200 тыс. рублей 1 декабря 2013 года, сможет рассчитывать на компенсацию в 38,6 тыс. рублей.

Потапов обращает внимание, что «резкое падение курса бивалютной корзины ЦБ в конце 2014 года почти на 50% привело к соответствующему повышению цен не только на импортные товары, но и на российскую продукцию». А действия правительств РФ в финансовой и экономической областях «привели к экономическому застою и последующему резкому падению курса рубля». В результате падения курса рубля «основной потерпевшей стороной» оказалось население России, хранящее свои средства в рублевых депозитах, считает Потапов.

Ссылаясь на информацию Агентства по страхованию вкладов, депутат напоминает, что рынок банковских вкладов на конец 2014 года составил около 20 трлн рублей. Исходя из этого Потапов оценивает потери населения в 7 трлн рублей, или 16% от годового ВВП. А сумма компенсаций, по его оценке, составит 2,7 трлн рублей.

Правительство РФ не поддерживает законопроект, поскольку изыскать дополнительные средства федерального бюджета на его реализацию «не представляется возможным». Кроме того, правоотношения вкладчиков и кредитных организаций, возникающие на основании договора банковского вклада, являются гражданско-правовыми. Условия по таким договорам определяются сторонами самостоятельно с учетом статей 1 и 421 Гражданского кодекса. Вкладчик, принимая условия заключения договора банковского вклада, по собственной инициативе берет на себя все риски передачи денежных средств в кредитную организацию, в том числе риск возникновения убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов валют, отмечается в заключении правительства на законопроект.