Российские клиенты испытывают некоторые сложности в банковском обслуживании в Швейцарии на фоне санкций и кризиса, однако это является следствием множества факторов, как объективных, так и субъективных. Такое мнение в интервью Banks.eu высказал руководитель международных проектов консультационной группы «Прайм Эдвайс» Константин Зиятдинов.

По его словам, несмотря на отсутствие официальных подтверждений, от клиентов «Прайм Эдвайс» поступают жалобы на то, что фактически в швейцарских банках создаются такие условия, когда обслуживание относительно небольшого инвестиционного портфеля (до 3—5 млн долларов) становится обременительным по сравнению с тем, как это было раньше.

Эксперт отметил, что более строгие требования в США и Европе по прозрачности операций с денежными потоками серьезно затрагивают банковский сектор, поскольку предполагают возложение на банки обязанностей по контролю за операциями своих клиентов.

«Фактически банки вынуждены находить баланс между клиентоориентированной политикой конфиденциальности и возможными рисками несения серьезной административной, уголовной и репутационной ответственности за нарушение требований законодательства», — отметил Зиятдинов.

По его словам, многие состоятельные российские клиенты ранее делали выбор в пользу швейцарского банковского сектора именно ввиду крайне высоких стандартов конфиденциальности и приоритетного обеспечения интересов клиентов.

«Разумеется, подобные ожидания у клиентов сохраняются вне зависимости от того, как ужесточается законодательство и какие требования предъявляются государственными органами к банкам», — отметил эксперт.

Специалист подчеркнул, что со стороны ситуация выглядит так, будто банки соизмеряют свои интересы по сохранению клиентской базы и возможные потенциальные риски привлечения к ответственности уполномоченными государственными органами за нарушение требований налогового законодательства.

«Соответственно, если сумма клиентского портфеля высока, банки, вероятно, делают выбор в пользу клиента и готовы нести соответствующие риски. В противном случае, если сумма портфеля относительно невелика, банки, очевидно, создадут все условия, чтобы клиенту было неудобно обслуживаться в конкретном банке. Представляется, что именно о таком подходе свидетельствуют все неофициальные слухи о закрытиях счетов российских клиентов», — резюмировал руководитель международных проектов «Прайм Эдвайс».

При этом, подчеркнул Зиятдинов, банковский сектор Швейцарии все еще имеет высокую репутационную привлекательность для российских клиентов и не ограничивается услугами UBS и Credit Suisse.

«Можно предположить, что в целом швейцарский банковский сектор сохранит свою привлекательность для российских клиентов. Если же банки, оценивая свои риски, ужесточат меры контроля в отношении своих клиентов, это, очевидно, приведет к оттоку капитала и, как следствие, снижению прибыли швейцарских банков в этом секторе услуг», — прогнозирует эксперт.

По его мнению, сейчас все большее число российских клиентов делают выбор в пользу азиатского рынка банковских услуг (например, Сингапура и Гонконга), «который, очевидно, составит конкуренцию обслуживанию в Швейцарии».

Ранее издание Forbes сообщило, что швейцарские банки UBS и Сredit Suisse осенью этого года начали вынуждать россиян закрывать счета с балансом до 5 млн долларов США. Затем банки опровергли эту информацию.