Опасения возможной монополизации рынка перестрахования в связи с появлением государственного перестраховщика безосновательны — такая задача не ставится. Об этом заявил в интервью «Коммерсанту» директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук.

Комментируя планы по созданию госперестраховщика, он дал понять, что для ЦБ важнее «потери страхователей, которые не могут получить важную для них страховую защиту», чем потери страховщиков от отсутствия возможности перестраховывать риски санкционных клиентов. Он рассказал, что к регулятору обращались организации, которые из-за санкций остались без страховой защиты некоторых объектов по причине невозможности перестрахования этих рисков за рубежом. «Кроме того, в договорах появилась санкционная оговорка, что в случае эскалации санкций западный перестраховщик будет выплачивать возмещение в полном объеме, но по окончании действия санкций», — добавил Жук.

«Мы анализировали различные варианты, проводили встречи и обсуждения с рынком и пришли к выводу о необходимости создания отдельного игрока — Национальной перестраховочной компании (НПК). Возьмем, к примеру, риск военного назначения — очевидно, что его нигде, кроме России, не перестраховать», — заметил представитель ЦБ.

Он подчеркнул при этом, что «НПК — это не тема исключительно санкционных рисков и гособоронзаказа». «Наша задача заключается в создании реальной национальной емкости перестрахования. Акционером НПК на первом этапе будет Банк России. Через пять — семь лет возможна тема выхода на IPO», — рассказал Жук.

Емкость НПК остается пока предметом обсуждений, но, по словам главы страхового департамента ЦБ, все опасения его коллег на рынке относительно монополизации перестрахования «несостоятельны». «Мы не ставим перед собой такой задачи. Речь идет о классической компании по перестрахованию», — заверил он.

Он выразил сожаление в связи с мифами, которые стали рождаться на рынке, об обязательной передаче в НПК 10% рисков со всего рынка. «Мы никогда не говорили, что любой договор должен быть перестрахован в НПК. Речь шла только о случаях, когда собственное удержание страховой компании недостаточно и требуется перестрахование», — подчеркнул Жук, добавив, что «существует много важных деталей, которые обязательно будут обсуждаться с рынком».

«Кроме проблемы санкционных и государственных рисков есть и тема непрозрачности на рынке перестрахования, она оценивается в десятки миллиардов рублей», — отметил он. По словам Жука, через НПК регулятор будет в том числе бороться с сомнительными схемами в перестраховании.

По мнению представителя ЦБ, законопроект по НПК может быть принят в осеннюю сессию.

«Всем критикам этой идеи стоит посмотреть на некоторые зарубежные рынки, где изначально был государственный перестраховщик, а затем происходила либерализация этого рынка», — заметил он.

Жук не стал комментировать информацию о том, что может сам и возглавить НПК, отметив, что данный проект — лишь один из его интересов с точки зрения развития рынка страхования.

«Есть тема страхования жилья от чрезвычайных ситуаций — тоже безумно увлекательно», — сказал Жук, выразив мнение, что потенциал этого вида страхования намного больше, чем рынка ОСАГО. «По опыту западных стран, именно страхование жилья существенно развивает рынок», — пояснил он.

«Нельзя забывать и о страховании жизни. Даже в непростой экономической ситуации можно и нужно создавать новые страховые продукты, вовлекать население в страхование жизни», — добавил представитель ЦБ.