Исследовательская компания Profi Online Research провела опрос россиян с целью оценить, как повлиял кризис на их расходы и на каких товарах и услугах граждане готовы экономить (результаты есть в распоряжении Банки.ру). Проанализировав итоги исследования, в Profi Online Research пришли к выводу, что нынешний кризис люди ощущают куда сильнее, чем предыдущий, в 2008—2009 годах: «Это выразилось не только в исчезновении товаров с полок магазинов, но и в сокращении зарплат и премий».

Отметим, что с увольнением в 2009 году столкнулись 12% опрошенных, в 2015-м — уже 24%. Исчезновение с полок магазинов определенных товаров заметили 13% сограждан в 2009 году и 40% в 2015-м. Здесь, правда, причина скорее кроется не в макроэкономической ситуации, а в продовольственных санкциях. Стали россияне меньше мечтать и о кредитах — ни при каких обстоятельствах не хотели жить взаймы 17% опрошенных в 2009 году, сейчас — уже 42%. Всего в опросе приняли участие 3 тыс. человек по всей России.

«В 2015 году готовность экономить среди опрошенных респондентов выше по всем категориям, — отмечается в исследовании. — Основными способами экономии россияне выбирают замещение более дешевыми марками и покупками на распродажах и по акциям, покупки «впрок» и большими объемами». Больше всего люди готовы экономить на сладостях (80% опрошенных сейчас против 79% в 2009 году), колбасных изделиях (77% против 76%), рыбе и консервах (74% против 76%).

На дорогие товары длительного пользования эта тенденция не распространилась, поскольку в ситуации постоянно изменяющихся цен и падения рубля респонденты пытаются потратить деньги с «максимальной пользой». Если кто-то давно собирался купить машину или сделать ремонт, то он с высокой вероятностью сделает это в текущем году, то есть постарается защитить свои деньги, потратив их на что-то «важное и полезное». В частности, если в 2009 году 73% опрошенных были готовы сократить свои расходы на покупку бытовой техники, то сейчас — 66%, покупку компьютера были готовы отложить «на потом» 74% в 2009 году и 65% в 2015-м.

«Эти данные вовсе не свидетельствуют о том, что люди стали экономить больше, чем в 2009-м, — считает главный экономист «ПФ Капитала» Евгений Надоршин. — Разница в 1—3 процентных пункта между ответами в 2009 и 2015 годах по большинству пунктов не является достаточно значимой, чтобы делать далеко идущие выводы. Если внимательно посмотреть на статистику, то наряду с возросшим желанием немного сократить спрос на одежду, обувь, средства гигиены и так далее есть и меньшая готовность урезать покупки крупной бытовой техники, товаров для ремонта, то есть довольно дорогих товаров. А это полностью нивелирует снижение расходов на более дешевые категории. Куда более значимы результаты опроса, касающиеся роста увольнений, снижения дохода, обеднения ассортимента магазинов и снижения спроса на кредиты».