В III квартале 2015 года 49% выданных банками кредитов малым и средним предприятиям (МСП) шли на развитие бизнеса. В I квартале 2015 года таких кредитов было всего 22%. Таким образом, доля кредитов на развитие бизнеса в общей структуре займов МСП с начала года выросла более чем в два раза, практически достигнув уровня прошлого года (в IV квартале 2014-го количество кредитов данного типа составляло 56%). Таковы данные Национального бюро кредитных историй (НБКИ).

«Для сегмента кредитования МСП в настоящее время характерны тенденции, схожие с рынком розничных займов, — считает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — Количество качественных заемщиков на рынке кредитования МСП сокращается, в том числе за счет «вымывания» недостаточно эффективных предприятий, испытывающих в настоящее время сложности не только с обслуживанием текущих кредитов, но и с ведением бизнеса в целом».

По словам Викулина, банки все меньше кредитуют такие предприятия на пополнение оборотных средств из-за высокой вероятности дефолтов.

Вместе с тем существует достаточно много конкурентоспособных, адаптировавшихся к новым экономическим реалиям предприятий, которые не испытывают острой потребности в заемных средствах на текущие цели, но имеют планы по дальнейшему развитию бизнеса, отметил он.

«По нашему мнению, увеличение по сравнению с началом 2015 года количества кредитов на цели развития бизнеса и покупку оборудования свидетельствует о постепенном восстановлении интереса кредиторов к рынку МСП», — сказал Викулин.