Рынок автокаско по итогам 2015 года сократится впервые с кризисного 2009-го, прогнозируют эксперты рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»). В исследовании «Будущее страхового рынка: использовать возможности» говорится, что объем страховых премий по каско (получаемая страховщиками плата за полисы) уменьшится на 17,5%, или примерно 40 млрд рублей.

Как указывает РБК, в 2009 году рынок каско сократился на 18%: со 168 млрд до 138 млрд рублей. После этого на протяжении пяти лет он рос темпами от 3% до 25% ежегодно.

Объем премий по каско уже за январь — июнь 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года сократился на 13,9%, или 14,5 млрд рублей. По итогам первого полугодия 2015 года клиенты купили на 638,7 тыс., или 25,3%, страховок меньше, чем в первом полугодии 2014-го. По итогам года число новых полисов уменьшится еще значительнее, полагает управляющий директор по страховым рейтингам Алексей Янин: на 30%, или 1,6 млн.

Эксперты указывают на сокращение продаж новых автомобилей, которые всегда были основным драйвером роста для рынка автокаско. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за десять месяцев продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России уменьшились на 33,6% до 1,3 млн единиц.

Рынок каско сокращается из-за экономического кризиса, говорит директор департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Дмитрий Кузнецов: снижаются доходы населения, значит, клиенты уменьшают свои затраты, в том числе отказываясь от страхования автомобилей по каско.

К сокращению рынка каско привели и действия самих страховщиков: в течение 2014 и 2015 годов они планомерно повышали тариф по этому виду страхования. Страховые компании начали поднимать стоимость полиса, после того как увеличилась убыточность этого вида страхования, указывают аналитики RAEX. Убыточность же выросла из-за девальвации рубля, которая привела к росту стоимости автозапчастей.

За 2014 год страховые компании подняли тариф по каско на 5—50%, а для некоторых автомобилей полисы подорожали на 150%. Но даже если страховая компания не повышала тариф, стоимость полиса каско для потребителя все равно выросла примерно на 30—40% из-за увеличения стоимости самих автомобилей, добавляет руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование» Илья Григорьев.