Объединенное кредитное бюро (ОКБ) запустило дополнительные сервисы в рамках системы «Национальный Хантер», направленной на противодействие заявочному мошенничеству на межбанковском уровне.

По данным ОКБ, почти 100% организованных мошеннических атак происходят с использованием подставных телефонных номеров. В большинстве случаев используется номерная емкость операторов связи с низким уровнем идентификации при оформлении номера. Новый сервис, основанный на данных Россвязи, позволяет сегментировать операторов по уровню популярности у мошенников, что позволяет автоматизировать процесс верификации трудоустройства заявителей и значительно снизить операционные расходы.

Также в рамках борьбы с организованными группами мошенников ОКБ запустило аналитический сервис «Кластеры негативного поведения». Мошенничество — это отдельная сфера бизнеса, участники которой тоже стараются сократить свои операционные расходы, используя одни и те же телефоны и документы для атаки в нескольких кредитных организациях. Выявить цепочки обращений мошенников на стороне одной кредитной организации крайне сложно, так как подозрительные данные не используются дважды в рамках атак на один и тот же банк. На основе накопленной в бюро заявочной информации от всех участников системы строится модель связей данных и выделяются повторяющиеся в цепочках атак данные — кластеры негативного поведения. Участники сервиса могут направить запрос в систему, получив информацию, использовались ли такие данные в ранее выявленных кластерах негативного поведения.

Оба аналитических сервиса доступны для существующих участников «Национального Хантера» и не требуют доработок и существенных изменений настроек системы. Принцип работы системы основывается на передаче кредитных заявок в бюро, где заявления обрабатываются на платформе Hunter. Поступившие заявления сравниваются с историческими данными, загруженными другими участниками сервиса (более 40 крупнейших кредитных организаций), в результате чего выявляются несоответствия в данных или совпадения с известными случаями мошенничества. В год в системе фиксируется более 250 тыс. попыток мошенничества.

«За последний год доля заявок с подозрением на мошенничество выросла вдвое. Если в 2014 году доля мошеннических заявок составляла около 1% от общего потока входящих заявлений, то по итогам девяти месяцев 2015 года она превысила 2%, — говорит директор по развитию продуктов ОКБ Александр Ахломов. — Причем если общее количество заявок в системе сократилось на 30%, количество подозрительных заявок выросло на 46%, что прямо свидетельствует об активизации мошенников, с которой столкнулись банки. В текущей ситуации банкам, кредитующим открытый рынок, нужно максимально тщательно подходить к проверке заемщиков для сохранения качества».