В ходе консультаций с Минфином по законопроекту о страховании жилья от рисков ЧС Конституционный суд высказался против ограничения на приватизацию помещения, полученного взамен утраченного при стихийном бедствии. Об этом Банки.ру сообщила заместитель директора департамента по финансовой политике Минфина Вера Балакирева.

Напомним, законопроект о страховании жилья от рисков ЧС готовится ко второму чтению в Госдуме. Согласно документу, прошедшему первое чтение, новое жилье взамен утраченного при ЧС получат только те граждане, которые его застраховали. Остальные получат жилье, но по договору социального найма — как предполагала первоначальная версия документа, без права его продажи, обмена и передачи по наследству.

«Конституционный суд высказался против этого ограничения. Те, кто не страхует жилье, в случае его потери в результате ЧС получат от государства другое жилье в соцнайм и впоследствии смогут его приватизировать, — пояснила Балакирева. — Правда, закону о приватизации осталось действовать несколько месяцев, и информации о его продлении пока нет».

Она уточнила, что люди, чье жилье не было застраховано, «будут иметь возможность претендовать на меньший размер компенсации», что должно стимулировать граждан страховаться.

Как сообщал портал Банки.ру, в ходе обсуждения законопроекта страховщики предлагали ввести единый для всей страны коробочный продукт по страхованию жилья стоимостью 360 рублей и с покрытием 300 тыс. рублей и «зашить» этот риск во все договоры страхования имущества в РФ. Минфин предложение страхового сообщества отверг: согласно позиции ведомства, параметры страхования жилья должны утверждаться в программах субъектов РФ, так как в рамках единого продукта невозможно учесть особенности регионов.

«В регионах слишком разные условия — риски ЧС, состояние жилья, его стоимость, обеспеченность им, планы застройки, годы строительства и материалы постройки — все это разное, — объяснила представитель Минфина. — Кроме того, в соответствии с законодательством о разделении полномочий любое урегулирование вопросов, связанных с введением, предупреждением, ликвидацией ЧС и выплат компенсаций населению, — находится в компетенции субъекта».

При этом регионы не будут обязаны формировать программы страхования жилья от ЧС, так как у всех у них разные возможности бюджета, уточнила Балакирева. «Закон не призван регулировать какие-то правоотношения, которые возникают в рамках этого страхования, так как оно добровольное. Закон призван объединить усилия по ликвидации последствий ЧС с привлечением страховщиков, чего сейчас нет», — пояснила представитель ведомства.

Страховщики считают, что в предлагаемом Минфином виде закон работать не будет и не поможет снять нагрузку с федерального бюджета, так как компании просто не будут страховать жилье в тех регионах, где часто происходят стихийные бедствия.