Тинькофф Банк по требованию Федеральной антимонопольной службы должен будет выплатить вкладчикам денежные средства в размере дохода, который они недополучили из-за снижения банком с июля ставок начисления процентов на дополнительные взносы по ранее открытым вкладам. Ссылка на изготовленный 10 ноября полный текст решения по антимонопольному делу, резолютивная часть которого была объявлена 26 октября, и на соответствующее предписание комиссии ФАС приводится в сегодняшнем релизе управления службы по Санкт-Петербургу, где изначально было инициировано разбирательство (впоследствии дело было передано в центральный аппарат ФАС).

Основанием для возбуждения антимонопольного дела стали жалобы граждан в связи с решением банка унифицировать условия пополнения вкладов, открытых в период с 24 декабря 2014 года по 30 апреля 2015-го, а также вкладов, по которым была повышена ставка в связи с изменившимися рыночными условиями. Так, ко всем пополнениям данных вкладов, зачисленным с 1 июля 2015 года, банк решил применять единую ставку вне зависимости от срока вклада: 13% для рублевых и 4% для валютных вкладов. Для сравнения: ранее по «СмартВкладу» процентная ставка на дополнительные взносы начислялась фиксированно в размере от 16% до 18% годовых в зависимости от даты заключения договора с клиентом.

Антимонопольщики в итоге квалифицировали действия Тинькофф Банка как недобросовестную конкуренцию. «В своих жалобах и последующих пояснениях по делу вкладчики отмечали привлекательность заявлявшихся Тинькофф Банком на момент заключения договоров условий вкладов, которые в том числе позволяли им при открытии вклада фиксировать процентную ставку по нему на весь срок и получать согласованную с банком доходность также и на суммы пополнения вклада. Как сообщили вкладчики, они, зная о возможном снижении доходности пополнений, не выбрали бы Тинькофф Банк для заключения договора вклада, а обратились бы в этих целях в другую кредитную организацию», — говорится в релизе.

В ФАС указывают, что банк, объясняя правомерность снижения процентных ставок по допвзносам во вклады, открытые до этого решения, сообщил о наличии у него права на внесение в одностороннем порядке изменений в характеристики продукта «СмартВклад» и о том, что вкладчики об этом знали. Банк также неоднократно подчеркивал, что его новые ставки все равно высокие.

Комиссия ФАС, в состав которой на паритетной основе входили представители Банка России, пришла к выводу, что своими действиями Тинькофф Банк «ухудшил потребительские свойства вкладов по сравнению с первоначально заявленными, не выявив при этом обстоятельств, которые могли свидетельствовать для вкладчиков при заключении договоров о наличии такой возможности». Комиссия также посчитала, что «действия банка по заключению с гражданами договоров вклада на привлекательных условиях и последующему ухудшению его потребительских свойств были направлены на получение преимуществ на рынке и могли причинить его конкурентам убытки в виде недополученных доходов от размещения во вклады денежных средств». «Кроме того, подобная практика не соответствует законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости», — подчеркивается в сообщении.

В связи с тем, что выявленное нарушение не было устранено Тинькофф Банком в добровольном порядке, комиссия ФАС России приняла решение выдать банку соответствующее предписание.

Так, Тинькофф Банку велено отменить решение о снижении процентной ставки, начисляемой с 1 июля 2015 года на суммы дополнительных взносов в пополняемые срочные банковские вклады, по договорам, оформленным в период с 24 декабря 2014 года по 30 апреля 2015-го включительно, и по договорам вклада, по которым в период с 17 декабря 2014-го по 30 апреля 2015-го была повышена процентная ставка.

Кроме того, банку предстоит в течение 90 дней с даты получения предписания выплатить физическим лицам, пополнявшим с 1 июля вышеописанные вклады, денежные средства в размере дохода, который был недополучен вкладчиками в результате снижения процентной ставки по допвзносам, с учетом условий соответствующих депозитных договоров.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа установлена административная ответственность, при этом привлечение к ответственности не освобождает от обязанности исполнить предписание, предупреждают в ФАС.

Отмечается, что в течение трех месяцев предписание может быть обжаловано.

«Мы не согласны с данным предписанием и будем его обжаловать в арбитражном суде, — говорится в поступившем в Банки.ру комментарии Тинькофф Банка. — У нас уже есть позитивная судебная практика по этому вопросу: в сентябре 2015 года Хорошевский суд отказал по существу ОЗПП в удовлетворении иска, не увидев в действиях банка нарушения прав потребителей. Более того, мы не видим ни одного доказательства нарушения конкуренции, в которой нас обвиняет ФАС: мы пока не зафиксировали ни одного случая, когда кто-либо из наших конкурентов понес убытки, вызванные непосредственно нашими действиями, и обратился по этому поводу в ФАС».

Напомним, иск, который в середине сентября отклонил Хорошевский суд Москвы, был подан Обществом защиты прав потребителей в августе по этой же причине — из-за изменения условий вкладов — в защиту неопределенного круга клиентов Тинькофф Банка.