Доля кредитных заявок с подозрением на мошенничество за год выросла вдвое: по итогам 9 месяцев 2015 года она превысила 2% от общего числа заявок (1% за аналогичный период 2014 года), посчитали в Объединенном кредитном бюро (ОКБ).

Почти 100% организованных мошеннических атак происходят с использованием «подставных» телефонных номеров. Как отмечают в бюро, кредитное мошенничество — отдельный бизнес, участники которого стараются сократить свои расходы, используя одни и те же телефоны и документы для атаки в нескольких кредитных организациях. Но выявить цепочки мошенников на стороне одного банка крайне сложно, так как подозрительные данные не используются дважды в атаках на один и тот же банк. Поэтому формируются кластеры негативного поведения — сервисы, аккумулирующие данные от крупнейших участников рынка.

«Анализ совершенных попыток/хищений кредитных средств в 2014—2015 годах показал: для получения кредитов мошенническим путем использовались наиболее уязвимые продукты — потребительские кредиты, — рассказал директор департамента экономической и информационной защиты бизнеса Росгосстрах Банка Артем Гонта. — В период активного потребительского кредитования значительная доля мошеннических действий выявлялась на этапе подачи заявок. Способ совершения клиентом подобных мошеннических действий был прост: это предоставление подложного документа, ложных данных».

В этом году, по словам эксперта, количество мошеннических действий, связанных с кредитованием физлиц, значительно снизилось. Это объясняется изменением продуктового ряда, снижением темпов тотального кредитования всех желающих, ужесточением требований к заемщикам. «На этом фоне вектор кредитных мошенничеств начал перемещаться в сторону малого и среднего бизнеса, — добавил Гонта. — Мошенники начинают прорабатывать и запускать пробные схемы хищения кредитных средств и в этом сегменте рынка».

Руководитель направления оперативного анализа и противодействия мошенничеству Хоум Кредит Банка Алексей Манеркин отметил, что, скорее всего, под мошенническими заявками ОКБ в основном подразумевает заявки клиентов, которые указывают при оформлении кредитов различные данные о доходе, месте работы и пр.

«Можем подтвердить, что доля таких заявок, действительно, выросла. Мы объясняем это тем, что в кризис многие клиенты переходят на значительно менее оплачиваемое место работы, начинают получать доход в конверте или же доход становится нерегулярным. Понимая, что при правдивом указании информации о работодателе и доходах их шансы на получение кредита резко уменьшаются, естественным желанием является или указание своего старого или ложного места работы, или хотя бы указание своих прежних/завышенных доходов», — сказал эксперт.

Он добавил, что после отказа в одном банке клиенты часто пытаются подать заявку в другие банки, из-за чего статистика в целом ухудшается. Сами по себе такие клиенты могут быть платежеспособными на ту сумму кредита, которую они хотят, но ведут себя они, как мошенники.