Рынок лизинга за январь — сентябрь 2015 года сократился на четверть, до 385 млрд рублей, говорится в исследовании «Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2015 года: время оптимизации», подготовленном рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА»). Без госсубсидирования авто- и авиализинга сжатие нового бизнеса составило бы около 40%.

По оценке агентства, на 1 октября 2015 года объем проблемных сделок составил около 12% портфеля, в то время как двумя годами ранее он был менее 4%. Вырос и объем реструктурированной задолженности — с 15% на 1 января 2015 года до 18% на 1 октября. Помимо невысокой платежной дисциплины клиентов из розничного сегмента к значительному росту проблемной задолженности на рынке привело ухудшение финансового состояния крупных компаний («Трансаэро», СУ-155, «ЮТэйр» и др.).

«Снижение качества лизингового портфеля привело к росту объема изъятой техники, — отмечает управляющий директор по банковским рейтингам RAEX Станислав Волков. — По нашей оценке, объем изъятой техники за девять месяцев 2015 года составил около 53 миллиардов рублей, что почти на 90% больше, чем двумя годами ранее. Подавляющая часть конфискованной техники, как правило, реализуется на вторичном рынке (около 90% за январь — сентябрь 2015 года). Однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года лизингополучатели стали активнее брать в лизинг подержанное оборудование: его доля в объеме изъятой техники за последние 12 месяцев выросла с 6% до 10%».

Аналитики отмечают, что большинство компаний провели оптимизацию расходов в 2014 году или в начале 2015-го. Лизингодатели активно сокращали расходы на рекламу, ИТ-обеспечение, стратегическое и оперативное управление. Большое внимание было уделено оптимизации расходов на содержание сетей структурных подразделений. Произошло значительное сокращение сотрудников: по оценке агентства, за последние два года численность сотрудников в лизинговой отрасли сократилась на 25% и составляет на 1 октября 2015-го около 10,1 тыс. человек. При этом наибольшему сокращению подверглись сотрудники компаний розничного направления, штат которых активно рос с 2011 по 2013 год.

Согласно базовому прогнозу агентства, сокращение рынка лизинга в 2015 году составит около 25%, объем нового бизнеса не превысит 510 млрд рублей. Железнодорожный сегмент сократится наполовину, а в авиасегменте за счет господдержки в виде субсидирования лизинга российских самолетов прирост объема нового бизнеса составит около 14%. Госпрограмма по льготному лизингу автотранспортных средств окажет поддержку автолизингу, но не удержит его от сокращения (на 20%). Сжатие прочих сегментов рынка составит около 30%. Динамика рынка лизинга в 2016 году во многом будет зависеть от масштабов и эффективности антикризисных госпрограмм. Однако из-за дальнейшего сокращения инвестиций в основной капитал объем нового бизнеса в следующем году, согласно базовому прогнозу агентства, сократится на 10—15% и составит около 440 млрд рублей.