Количество бартерных сделок на строительном рынке Москвы из-за влияния мирового финансового кризиса и отсутствия «живых» денег у застройщиков в ближайшее время может значительно увеличиться, однако доля бартерных квартир вряд ли будет превышать 10% от общего количества продаваемого жилья в столице, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.

По их словам, бартер (когда строители рассчитывались с подрядчиками и поставщиками не деньгами, а товаром) в отрасли был активно распространен в конце 1990-х годов, а впоследствии подобные сделки на рынке практически себя исчерпали. По данным управляющего партнера девелоперской и консалтинговой компании Panorama Estate Омара Гаджиева, до кризиса такие сделки применялись лишь иногда при строительстве жилых домов по госзаказу. Однако в настоящий момент, отмечает он, в связи с влиянием мирового финансового кризиса количество бартерных сделок начало увеличиваться. «В ситуации минимальной покупательской активности и невозможности прокредитоваться в банке многим застройщикам просто нечем расплачиваться с подрядчиками и поставщиками, и в ближайшее время тенденция бартерных сделок будет только укрепляться», — уверен он.

Как считает директор по маркетингу группы компаний «Конти» Юрий Синяев, подрядные и иные организации достаточно охотно соглашаются на бартерное сотрудничество, так как это является одним из способов спасти свой бизнес в непростых финансовых условиях. «Подрядчики фактически выступают соинвесторами, вкладывая материалы или рабочую силу, и получают взамен квартиры. Застройщики в данном случае отдают квартиры с определенным дисконтом от рыночной стоимости. В дальнейшем подрядчики реализуют эти квартиры, как правило, с еще большим дисконтом, что может нелучшим образом сказаться на рынке в сегодняшних нестабильных условиях», — рассказал он. Синяев предполагает, что до 5—10% жилья на первичном рынке Москвы может распределяться по бартерным схемам.

В то же время, продолжает Гаджиев, для подрядных организаций бартерные сделки, конечно, менее интересны, нежели получение денежных средств на счет, так как им тоже нужно расплачиваться «живыми» деньгами за аренду строительной техники, платить заработную плату, налоги. «Кроме того, реализация полученных квадратных метров на рынке занимает время, а в текущей ситуации — время весьма продолжительное. Но это все же лучше, чем не получить вообще ничего. Кризис — время компромиссов», — считает он.

Руководитель PR-отдела инвестиционно-девелоперской компании «Сити-XXI век» Сергей Лядов отмечает, что в некоторых случаях руководители подрядных организаций могут пойти на заключение бартерной сделки, когда лично заинтересованы в улучшении жилищных условий для себя или своих родственников. «В роли подрядных организаций могут выступать не только строительные компании, но и риелторские агентства, рекламные структуры», — добавляет он.