Подавляющее число россиян ощутили на своем бюджете повышение цен на продукты и услуги. Многие вынуждены ограничивать себя в тратах и экономят прежде всего на отпуске. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в ноябре 2015 года.

По мнению большинства россиян, участвовавших в опросе, наиболее значительный рост наблюдается с ценами на фрукты и овощи (небольшое или значительное увеличение отмечают 92% опрошенных), а также на мясные продукты (91%). Для сравнения, в кризисном 2008 году удорожание овощей и фруктов ощутили 82%, а мясных продуктов — 86%. 89% россиян сообщили, что выросли тарифы ЖКХ. Менее масштабное повышение цен отмечено на молочную продукцию (84%), а также на хлебобулочные изделия (81%). Эти оценки практически совпадают с показателями 2008 года.

Увеличение стоимости бензина в этом году почувствовали 74% россиян, тогда как во время кризиса семилетней давности таких было 25%.

Только по 2% опрошенных в 2008 и 2015 году отметили, что повышение цен для их бюджета значения не имеет. Для остальных инфляция в той или иной степени наносит урон семейному бюджету. Так, в ноябре текущего года 37% опрошенных признались, что им приходится ограничивать себя в тратах на продукты. В 2008 году данный показатель был выше — 45%. Порядка 48% россиян в этом году и 40% в 2008-м отметили, что рост цен негативно отражается на общем бюджете, но не на питании.

Больше всего рост цен ударил по отпуску: из-за нехватки денег в этом году 48% россиян отказались от возможности поехать отдохнуть (в феврале 2009 года таких было 31%). Вторая статья сокращения расходов — одежда и обувь (39% ограничили себя в покупке необходимой членам семьи одежды). Еще одна распространенная стратегия — экономия на развлечениях, 38% перестали ходить в кино, театры и другие места досуга (в 2009 году таковых было 21%). Каждый третий (30%) отказался от приобретения необходимых семье предметов домашнего обихода, что практически совпадает с результатами опросов, проведенных во время прошлых кризисов.

От приема гостей, поездок к родственникам и лечения отказываются около четверти россиян. Каждый пятый экономит на продуктах питания (20%).

Меньше всего россияне во все кризисные времена экономили на образовании детей и взрослых членов семьи: 6% россиян в этом году отметили, что они урезают бюджет на обучение. В 2008 году это делал каждый десятый.

В рамках инициативного всероссийского опроса НАФИ опрошены 1 600 человек в 132 населенных пунктах в 46 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.