Активы российских пенсионных фондов в III квартале 2015 года фактически прекратили рост на фоне неперечисления суммы страховых взносов на финансирование пенсионных накоплений, а подписанный президентом РФ федеральный закон, предполагающий продление моратория на перечисление накопительной части пенсионных взносов, не позволит негосударственным фондам существенно нарастить активы в течение всего 2016-го. Об этом говорится в подготовленном ЦБ квартальном обзоре ключевых показателей некредитных финансовых организаций.

В III квартале число НПФ, работающих со средствами пенсионных накоплений и резервов, в рамках работы регулятора по оздоровлению рынка сократилось до 110. В систему гарантирования прав застрахованных лиц за отчетный период вошли три фонда, на 30 сентября реестр включал 31 фонд с 1 трлн 606,4 млрд рублей пенсионных накоплений (95,2% рынка).

Количество застрахованных в НПФ сократилось на 1,4 млн до 26,7 млн человек за счет «автоматического» перевода в государственную управляющую компанию «Внешэкономбанк» клиентов фондов, чьи лицензии были отозваны. Сообщается, что самостоятельно граждане за девять месяцев 2015 года подали 1,3 млн заявлений о переводе средств в НПФ против 126 тыс. заявлений на перевод средств из НПФ в государственную управляющую компанию.

ЦБ отмечает, что в период отсутствия новых перечислений страховых взносов на накопительную часть пенсии активы НПФ менялись за счет инвестиционных доходов и перераспределения между действующими фондами. Так, за III квартал 2015 года объем пенсионных накоплений НПФ вследствие отзыва лицензий сократился на 23,3 млрд рублей до 1 трлн 687,2 млрд. Объем средств на счетах Пенсионного фонда России к концу III квартала увеличился на 47,3 млрд, составив 1 трлн 946,8 млрд рублей.

Центробанк напоминает, что НПФ не будут получать страховые взносы на накопительную часть пенсии в течение всего 2016 года (предусматривается направление полного размера индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой пенсии). По мнению регулятора, это окажет сдерживающее влияние на развитие рынка.

Объем пенсионных резервов увеличился на 23,4 млрд рублей до 984,3 млрд.

Основу структуры пенсионных накоплений НПФ составляют корпоративные облигации, банковские депозиты и акции — в них размещены, по данным Центробанка, 41%, 24% и 12% средств соответственно. Основные изменения произошли в части вложений в корпоративные облигации и российские госбумаги: прирост этих типов вложений составил 106,1 млрд и 36,7 млрд рублей соответственно. «Рост вложений в долевые и долговые ценные бумаги связан с продолжением инвестирования средств, поступивших на счета НПФ в прошлом периоде», — поясняет ЦБ. Одновременно на 166,7 млрд рублей уменьшился объем депозитов.

Проводимая инвестиционная политика позволила НПФ показать доходность выше инфляции, констатируют в ЦБ: средняя доходность пенсионных накоплений в НПФ за III квартал составила 9,3% годовых против 7,1% прироста индекса потребительских цен за отчетный период в годовом выражении. Доходность ГУК «ВЭБ» по расширенному портфелю в III квартале составила 12,1% годовых.

В целом за девять месяцев 2015 года средневзвешенная доходность накоплений в НПФ равнялась 10,8% годовых, в ГУК «ВЭБ» — 12,2%, инфляция в годовом выражении достигла 14,1%.

В долгосрочной перспективе доходность пенсионных накоплений выглядит привлекательнее: за скользящий трехлетний период негосударственные фонды показали накопленную доходность в размере 24,5% годовых, что соответствует среднегодовому темпу роста 7,6%. У государственной управляющей компании были сопоставимые показатели в 24,1% и 7,5% соответственно, а инфляция равнялась 22,2%, или 6,9% за год.

«Несмотря на отставание доходности НПФ от инфляции в течение года, введение ограничений на объем депозитов будет стимулировать увеличение доли акций и облигаций в активах фондов, а приток «длинных» денег, в свою очередь, будет способствовать стабилизации фондовых рынков и поддержит реальный сектор в условиях ограниченного доступа к внешним рынкам капитала. Ограничения на вложения в активы группы связанных эмитентов наряду с завершением вхождения фондов в систему гарантирования повышают прозрачность рынка и укрепляют доверие к системе. Изменение требований по доходности (увеличение периода выхода на безубыточность с одного года до пяти лет), а также инфляционное таргетирование регулятора и разработка новых инвестиционных инструментов, защищенных от инфляции, позволят негосударственным фондам проводить более гибкую инвестиционную политику и создадут дополнительные возможности для развития», — заключают в ЦБ.