Уровень потребительской уверенности не изменился в IV квартале по сравнению с III кварталом 2015 года, оставшись на минимальной отметке — минус 24%. Об этом свидетельствует обновленный «потребительский индекс Иванова» — рассчитываемый Сбербанком (аналитическим департаментом его корпоративно-инвестиционной структуры Sberbank CIB) индикатор, в котором центральный персонаж — условный Иванов — выступает в качестве «типичного представителя российского среднего класса».

Индекс определяется раз в квартал. Он учитывает динамику таких показателей, как потребительские расходы, сбережения и потребительское поведение.

Такой же уровень индекса, как по итогам последнего опроса, был зафиксирован год назад — в IV квартале 2014-го. Тот факт, что индекс не снизился по сравнению с III кварталом 2015-го, эксперты Sberbank CIB прокомментировали следующим образом: «Россияне стали менее активно следить за изменениями макроэкономической ситуации, новостями и прочими событиями и поэтому практически никак не отреагировали на ускорившиеся в прошедшем квартале ослабление рубля и падение цен на нефть».

При этом ухудшились ожидания представителей среднего класса в части личного благосостояния — соответствующий индекс приблизился к минимуму, наблюдавшемуся в IV квартале 2014 года, говорится в докладе. «Вероятно, это обусловлено по-прежнему высокой инфляцией и усилившимися опасениями насчет безработицы», — считают аналитики.

Индекс, оценивающий условия для совершения крупных приобретений, остался на минимальной отметке — минус 34%, что, по мнению исследователей, «неудивительно на фоне дальнейшего ослабления рубля и ухудшения перспектив в части расходов на предметы не первой необходимости».

Доля Ивановых, не имеющих сбережений, сократилась с 39% в III квартале 2015 года до 36%, а доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, впервые в 2015 году выросла — до 8,3% с 7,3% в предыдущем квартале. При этом доля расходов на продукты питания в бюджете Ивановых снизилась с 38% до 37%. Это позволяет предположить, что россияне в большинстве своем адаптировались к новой макроэкономической ситуации и соответствующим образом скорректировали свои расходы: возможно, качество потребительской корзины по-прежнему низкое, но Ивановым все еще удается делать сбережения, рассуждают эксперты. Они добавляют, что доля Ивановых, перешедших на потребление менее дорогих товаров, продолжила расти, хотя и медленнее, чем в III квартале 2015 года, и составила 70% (69% — по итогам предыдущего обзора).

Доля Ивановых, считающих экономику страны нестабильной, осталась прежней (85%). В целом результаты исследования говорят о том, что Ивановы не ожидают быстрого и беспроблемного улучшения и поэтому воспринимают текущую ситуацию индифферентно, не демонстрируя явных изменений в поведении, делают вывод в Sberbank CIB.

Исследование, которое по заказу Sberbank CIB проводит агентство Cint, по методологии близко к ежеквартальным исследованиям Росстата и аналогичным индексам в странах ЕС, однако охватывает более широкий спектр вопросов, относящихся к потребительскому поведению россиян со средним уровнем дохода. В опросе приняли участие 2,3 тыс. граждан в возрасте 18—65 лет из 164 городов России с населением более 100 тыс. человек. Погрешность оценивается менее чем в 2%.