Россияне в прошлый кризис больше экономили на одежде и продуктах питания, а сейчас — на отдыхе и развлечениях. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований.

Так, на отдыхе сегодня в связи с кризисом экономят 48% респондентов, на развлечениях — 43%, на крупной бытовой технике — 42%. И только после этого опрошенные указывают одежду и обувь (40%), крупные покупки вроде недвижимости и авто (38%) и продукты питания (31%).

Во время предыдущего кризисного для российской экономики периода, в 2009 году, россияне сокращали траты по иным статьям. Шесть лет назад экономили в первую очередь на одежде и обуви (44%), только потом на отдыхе (42%) и продуктах питания (40%). Сокращали траты на покупку бытовой техники только 28%, а на недвижимость и автомобили — 26%.

Меньше всего россияне экономят на образовании (6%) и коммунальных расходах (7%). Прослойка людей, не сокращающих свои расходы в кризис, на протяжении шести лет остается примерно одинаковой (11—12%).

Генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева обращает внимание на изменение структуры потребления за указанный период. «На этот период пришелся рост доходов населения, а также активное развитие розничного кредитования. Это позволяло значительной части населения выйти на новый уровень потребления и сформировать новый стиль потребления, то есть обзавестись предметами длительного пользования, а также чаще отдыхать, ездить в отпуск. Поэтому сегодня, в условиях снижения темпов роста экономики и реальных доходов, россияне постепенно отказываются от ставшего привычным образа жизни последних шести лет и в первую очередь вынуждены экономить на расходах, которые стали для них нормой в течение этого времени», — объясняет тенденцию эксперт.

Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в декабре 2015 года. Опрошено 1,6 тыс. человек в 132 населенных пунктах 46 регионов РФ. Статистическая погрешность оценивается не более чем в 3,4%.