Все больше россиян связывают ухудшение условий жизни с изменением валютных курсов. На это указывает компания Nielsen со ссылкой на свое очередное исследование «Российский покупатель в новых экономических условиях», проведенное в декабре 2015 года.

Если в марте 2015 года снижение уровня жизни по причине ослабления курса рубля к доллару и евро прогнозировали 44% опрошенных, то к декабрю их доля возросла до 55%. Убывает количество тех, кто считает, что ослабление рубля — временное явление и ситуация скоро улучшится: в марте и сентябре 2015 года около 40% верили в быстротечность валютной волатильности и повышение условий жизни в ближайшем будущем, а в декабре количество оптимистов сократилось.

Доля российских покупателей, обеспокоенных продовольственным эмбарго, введенным в августе 2014 года, остается прежней — порядка 25%, и о заметном влиянии данной меры на экономику страны все так же говорят около трети респондентов. В свою очередь из-за запрета на импорт продуктов из Турции переживают 27%, а в том, что эта мера окажет заметное влияние на экономику, убеждены 24%.

Половина опрошенных в декабре россиян отметили, что их доходы значительно или немного упали по сравнению с сентябрем. 67% сказали, что стали тратить значительно или немного больше денег на сопоставимые покупки, однако существенного роста тех, кто в связи с этим сократил объем покупки товаров повседневного спроса, не наблюдается. «Дело, скорее всего, в том, что сильнее ужиматься в потреблении уже не получается. В случае когда объем покупок FMCG изменить нельзя, покупатели ожидаемо гоняются за промоакциями и подбирают более доступные магазины», — комментирует руководитель практики «Эффективность продаж» Nielsen в России Марина Ерскова.

Действительно, 62% в качестве стратегии экономии в декабре 2015 года выбирали поиск магазинов с более низкими ценами, 48% искали продукты по специальным ценам, 42% отказывались от товаров не первой необходимости.

Закупки впрок в качестве меры экономии осуществляет примерно каждый десятый покупатель в России. «Тренда на совершение крупных закупок впрок в качестве меры экономии не наблюдается, так как ощутимый рост цен не позволяет покупателям увеличивать на это бюджет, заложенный на FMCG, и зачастую приобретение товаров по скидкам представляется более выгодной стратегией даже в долгосрочной перспективе», — отмечает Ерскова.

Рост цен в декабре по сравнению с сентябрем отметили 97% российских покупателей, из них 58% характеризуют его как значительный, 39% — как небольшой.