Коллекторы должны цивилизованно договариваться с должником, а не выбивать долги. Такое мнение в разговоре с «Интерфаксом» высказал руководитель Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артур Парфенчиков.

«Коллекторы должны быть медиаторами, юристами, консультантами, просто профессионалами на рынке долгов, имея от этого определенную коммерческую выгоду. Но никак не взыскателями, которыми они зачастую пытаются быть», — подчеркнул он.

Как пояснил Парфенчиков, «взыскатель не находит общего языка с должником не потому, что тот не хочет платить, а потому, что кредитору деньги нужны сейчас, сегодня».

«Так вот коллектор нужен для того, чтобы собрались все вместе и договорились о сроках и сумме выплат. К примеру, кто-то совершил ДТП с причинением серьезного ущерба, но сразу выплатить не может, а взыскателю деньги нужны прямо сейчас, и рассрочка ему не нужна. А коллектор говорит: не проблема, я ваш долг выплачу, по номиналу, но вы вернете мне потом с небольшим процентом», — рассказал руководитель ФССП.

Когда все стороны договорились, коллектор «не ходит с дубинкой, не поджигает дома должников, он просто на профессиональной основе производит взыскание», отметил Парфенчиков.

17 февраля в Госдуму внесли законопроект «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов», устанавливающий правила взаимодействия коллекторов с должниками.

Согласно законопроекту, кредитор или тот, кто действует в его интересах, может общаться с должником тремя способами: при встрече, с помощью телефона, электронных или почтовых сообщений.

В документе также указано, что кредиторы и коллекторы должны действовать «добросовестно и разумно». Согласно проекту, не допускается применять к должнику физическую силу, угрожать ему причинением вреда здоровью или убийством; запрещается применять методы, опасные для жизни и здоровья людей, оказывать психологическое давление на должника, оскорблять и унижать, вводить в заблуждение и др.