Оценка россиянами своего материального положения ухудшается. Компания «Башкирова и партнеры», занимающаяся социологическими исследованиями, провела опросы, в которых участвовали 1,5 тыс. респондентов из 45 регионов. Последний из трех опросов проводился в феврале этого года. О его результатах сообщает во вторник «Коммерсант». Несмотря на то, что для большинства респондентов покупка еды и одежды по-прежнему не составляет проблемы, до 7,4% выросла доля тех, у кого покупка продуктов вызывает трудности. Авторы исследования отмечают и другую «тревожную тенденцию»: с 20 до 27% выросла доля респондентов, которые не могут позволить себе покупку одежды. На треть (до 15%) сократилась доля тех, кто намерен купить автомобиль. Число тех, кому по карману крупная бытовая техника, остается стабильным — около 40% опрошенных.

Заместитель руководителя Центра проблем доходов и социальной защиты населения Алефтина Гулюгина отмечает, что результаты опроса иллюстрируют «прямое влияние кризиса». «Среднедушевые доходы падают, ситуация на рынке труда обостряется», — отмечает эксперт. По данным Росстата, реальные доходы населения сокращаются с ноября 2008 года, в частности, в январе 2009 года они снизились по сравнению с январем 2008 года на 6,7%. По мнению Гулюгиной, в таких условиях группа, представленная средним классом, сужается, а группа с низкими доходами увеличивается, несмотря на попытки государства сохранить гарантии низкообеспеченным.

Пенсионеры остаются наиболее уязвимой категорией населения — 49% россиян старше 60 лет отметили, что им хватает на еду, но покупка одежды вызывает затруднения (это на 22% выше, чем средний показатель по выборке). По оценке Центра стратегических исследований «Росгосстраха», численность среднего класса, критерием для которого служит способность купить автомобиль, упала с начала кризиса на 20%. «Самооценка материального положения россиян ухудшается — это очевидно. Дальнейшее снижение качества жизни может привести к социальным протестам. Но пока этого нет», — говорит руководитель центра Алексей Зубец.