Большинство опрошенных россиян в ближайшие три года не намерены улучшать жилищные условия. Однако среди тех, кто собирается это сделать, значительно выросла доля планирующих взять ипотеку. Таковы результаты всероссийского опроса, проведенного НАФИ.

Доля россиян, не планирующих что-то предпринимать для улучшения жилищных условий, растет с 2013 года: 67% в 2013-м, 78% — в феврале 2015-го, 83% — в декабре 2015-го. В основном выросло число тех, кто определенно ответил на этот вопрос — нет (с 53% до 59%). Тем не менее 14% опрошенных строят такие планы, о них сообщают в основном молодые люди до 34 лет (23%).

Среди способов улучшения жилищных условий россияне стали отдавать предпочтение покупке или строительству жилья (45% среди тех, у кого есть планы улучшения ситуации), а не капитальному ремонту или перепланировке (29%), как раньше. Год назад ремонт был более востребован (41%). Стал более популярен такой способ, как обмен жилья (13% в феврале и 21% в декабре 2015 года).

Половина опрошенных, в планы которых входит улучшение условий проживания, по-прежнему рассчитывают на собственные средства (49%). Выросла доля тех, кто готов взять ипотеку (с 18% в феврале до 42% в декабре 2015 года). Еще 6% рассматривают вариант оформления потребительского кредита.

Стоит отметить изменения в портрете ипотечного заемщика: если в феврале 2015 года мужчины были более склонны рассчитывать на свои средства, а женщины чаще выбирали ипотеку, то сейчас, наоборот, женщины несколько более расположены полагаться на имеющиеся средства (52%), а мужчины — на ипотеку (46%). Также повзрослела группа тех, кто планирует взять ипотечный кредит: около года назад его чаще рассматривали молодые люди до 25 лет, а сейчас чаще 25-34-летние (62%).

«Число наших сограждан, которые видят возможности для улучшения своих жилищных условий, за прошедший год сократилось — это прежде всего результат снижения покупательной способности населения и ухудшения потребительских ожиданий. Изменилась и структура потребительских предпочтений: в условиях нестабильной экономики приобретение недвижимости воспринимается не только как способ улучшить жилищные условия своей семьи, но и как возможность сохранить сбережения, тогда как тратить средства на ремонт и перепланировку в кризис потребители не готовы. Именно этим можно объяснить рост доли россиян, планирующих приобретение жилья и сокращение доли тех, кто собирается делать ремонт», — говорит руководитель исследовательских проектов НАФИ Сергей Антонян.

По его словам, в марте 2015-го стартовала государственная программа поддержки ипотеки, которая смогла значительно подогреть остывший интерес потребителей к ипотечным кредитам: данные исследований НАФИ, проведенных в феврале и в декабре 2015-го, зафиксировали этот стимулирующий эффект.

Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в декабре 2015 года, опрошены 1 600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.