Две трети российской интернет-аудитории пользуются хотя бы одним онлайн-банком, при этом рост аудитории интернет-банкинга фактически остановился. Об этом свидетельствуют результаты третьей волны ежегодного исследования e-Finance User Index 2016 аналитического агентства Markswebb Rank & Report.

В основе исследования лежит онлайн-опрос 3 тыс. интернет-пользователей в возрасте от 18 до 64 лет, выходящих в Сеть не реже одного раза в месяц с компьютера или ноутбука. Исследователи оценивают активность респондентов в части использования интернет-банков, банковских мобильных приложений и других каналов дистанционного банковского обслуживания, электронных денег, совершения онлайн-покупок и применения различных способов оплаты услуг в Сети.

Как показывают результаты опроса, 97% интернет-пользователей в стране являются клиентами российских банков как частные лица, то есть имеют хотя бы одну банковскую карту, счет, вклад или непогашенный кредит. 75% банковских клиентов, регулярно выходящих в Интернет, используют хотя бы один канал дистанционного доступа к своим картам, счетам и другим банковским продуктам. Наиболее популярным дистанционным каналом банковского обслуживания является интернет-банк. Хотя бы одним интернет-банком пользуются 35,3 млн человек, или 64,5% всех российских интернет-пользователей. Количество пользователей интернет-банкинга в России за год не изменилось — рост аудитории интернет-банкинга, наблюдавшийся в предыдущие годы, фактически остановился.

Наибольшее количество клиентов имеет интернет-банк «Сбербанк Онлайн» — им пользуются более 28 млн человек, или почти 82% всех пользователей интернет-банкинга в РФ. Второе, третье и четвертое места по количеству пользователей занимают «ВТБ24-Онлайн», «Альфа-Клик» и интернет-банк «Тинькофф» — сервисы ВТБ 24, Альфа-Банка и Тинькофф Банка, которыми пользуются 9%, 7% и 6% всех пользователей интернет-банкинга в России соответственно.

Интернет-банкинг широко распространен как канал банковского обслуживания в населенных пунктах любого размера, констатируют исследователи. Среди россиян, проживающих в городах с населением менее 100 тыс. жителей, поселках городского типа, деревнях и селах, более 58% интернет-пользователей являются клиентами хотя бы одного интернет-банка.

Мобильными банковскими приложениями для смартфонов и планшетов пользуются 18,1 млн человек, или 33% российской интернет-аудитории. Как и в интернет-банкинге, доминирующими по количеству пользователей являются мобильные приложения Сбербанка (ими пользуются 14 млн человек, или 78% всей аудитории мобильного банкинга). Второе, третье и четвертое места занимают опять же мобильные приложения ВТБ 24, Альфа-Банка и Тинькофф Банка (8%, 6% и 5% пользователей мобильного банкинга в РФ соответственно).

Мобильные приложения заметно отстают от интернет-банков с точки зрения активности использования населением для оплаты услуг. Так, оплату жилищно-коммунальных услуг в интернет-банке проводят 47% пользователей интернет-банкинга, а в мобильном банке — только 24%. Налоговые платежи и уплату штрафов ГИБДД в интернет-банке совершают 20% и 15% пользователей интернет-банкинга соответственно, в мобильном банке — 8% и 11%.

С другой стороны, мобильные банковские приложения достаточно активно используются для совершения различных переводов, указывается в обзоре Markswebb. Переводы другим клиентам внутри банка через мобильные приложения совершают 41% пользователей, между собственными счетами и картами — 33%, погашают задолженность по кредитным картам и кредитам — 25%. Аналогичные операции в интернет-банке совершают 47%, 45% и 35% пользователей интернет-банкинга соответственно.

Также выяснилось, что 30 млн россиян, или 55% интернет-аудитории, пользуются хотя бы одним сервисом электронных денег или электронным кошельком. Лидирующие позиции занимают «Яндекс.Деньги» (59% пользователей электронных денег), Visa QIWI Wallet (54%) и WebMoney (51%). Также в топ-пятерку вошли PayPal и BitCoin — к этим сервисам обращаются 32% и 6% всех российских пользователей электронных денег.

Несмотря на большую аудиторию, сервисы электронных денег заметно проигрывают интернет-банкам и мобильным банковским приложениям по активности проведения платежей и переводов. Среди сегментов, в которых сервисы электронных денег по-прежнему опережают банковские онлайн-сервисы, остаются оплата покупок в интернет-магазинах и покупка цифрового контента (музыки, фильмов, игр и программного обеспечения).

Почти 44 млн человек, или 80% российских интернет-пользователей, совершают хотя бы одну онлайн-покупку за месяц. Более половины онлайн-покупателей в России за месяц делают покупки более чем в пяти товарных категориях. Наиболее популярные категории онлайн-покупок в России: одежда, обувь и аксессуары (47% онлайн-покупателей), еда и товары личного потребления, включая косметику и лекарства (40% онлайн-покупателей), а также электроника, не включая компьютерную технику и бытовую технику (36% онлайн-покупателей).

Практически во всех товарных категориях в среднем 10—15% онлайн-покупок совершается со смартфонов или планшетов. В отдельных категориях доля мобильных онлайн-покупателей становится существенно выше. В частности, в категории доставки готовой еды около 40% онлайн-покупателей совершают заказ с мобильного устройства.

Доминирующими способами оплаты онлайн-покупок являются оплата наличными и оплата картой онлайн путем ввода ее реквизитов на сайте или в мобильном приложении магазина. В зависимости от товарной категории соотношение наличных и карт в оплате заказов различается кардинально. Так, при оплате холодильников 65% покупателей предпочитают наличные и лишь 15% оплачивают заказ картой онлайн. В категории автомобильных запчастей оплата картой онлайн (не включая использование карт, привязанных к личному кабинету в магазине или электронному кошельку) занимает 29%, примерно столько же (27%) составляет оплата наличными.

Онлайн-опрос проводился в ноябре — декабре 2015 года.