ВТБ стал совладельцем строительной компании «Ингеоком». О смене ее владельцев газете «Ведомости» рассказал представитель компании. Раньше подрядчика контролировали наследники умершего в 2007 году основателя Михаила Рудяка — его вдова и трое детей. Но в прошлом году 55% отошло структурам группы ВТБ, 30% — ЗАО «Ойкумена» (занимается гражданским строительством, а также производством стройматериалов и оборудования) и еще 15% — топ-менеджерам «Ингеокома», продолжает он.

Пресс-служба группы ВТБ уверяет, что Банк Москвы стал неконтролирующим акционером «Ингеокома»: «Для нас это исключительно обеспечительная мера выданного кредита. Менеджмент «Ингеокома» по-прежнему несет всю ответственность за развитие бизнеса компании и выплату кредита Банку Москвы». Размер кредита и его условия пресс-служба не уточняет. На самом деле речь идет о контроле: две структуры ВТБ владеют 45% и 10% акций «Ингеокома», говорит близкий к подрядчику источник.

О новых акционерах компания уведомила мэрию еще в прошлом году, сказал чиновник московского правительства: компании удавалось легко получать банковские гарантии, тогда как у других строителей с этим были сложности. У семьи Рудяков осталось девелоперское направление — «Ингеоком-КРК», владеющая коммерческой недвижимостью, в том числе ТРК «Атриум». Связаться с Рудяками изданию накануне не удалось. Скорее всего, они за строительное направление ничего не получили — это не самый прибыльный сегодня бизнес, считает гендиректор Strabag Александр Ортенберг.

«Ингеоком» — один из крупнейших строительно-инвестиционных холдингов России. Предприятие специализируется на проектировании и строительстве особо сложных объектов. Среди завершенных объектов компании — Лефортовский тоннель, ТРК «Охотный Ряд» на Манежной площади, мост через Яузу, ледовый дворец спорта «Айсберг» и Центральный олимпийский стадион «Фишт» в Сочи.

Сейчас компания в основном занята на государственных подрядах — строительстве новых линий столичного метрополитена (участок Калининско-Солнцевской линии от станции «Деловой центр» до станции «Парк Победы» и участок Третьего пересадочного контура от станции «Деловой центр» до станции «Нижняя Масловка») и реконструкции Рязанского проспекта. Портфель заказов «Ингеокома» составляет 50 млрд рублей, в том числе по строительству метро — около 40 млрд, говорит представитель «Ингеокома». «Со своими объемами компания вполне успешно справляется», — сказал московский чиновник.

Контрольный пакет компании был заложен в Банке Москвы, указывает близкий к банку человек. По его словам, долг у «Ингеокома» был небольшой: на операционную деятельность в пределах его прибыли по контрактам. «В целом это одна из лучших компаний среди частных и не аффилированных с небожителями, хотя из-за сокращения рынка контрактов их сильно лихорадило в последний год», — говорит собеседник «Ведомостей». Он напоминает, что у ВТБ уже был позитивный опыт работы с «Ингеокомом» по строительству «Детского мира». «Крупным госбанкам в текущих обстоятельствах лучше иметь своих профессиональных строителей с контролем финансового состояния, к тому же у банков сейчас много строительных проектов, нужны и экспертиза, и надзор», — считает близкий к Банку Москвы человек. Он называет это решение ожидаемым: крупные банки начнут формировать свои строительные подразделения, девелопмент уже и так есть у всех. «Для компании акционер в виде крупного банка — позитивный фактор, это дополнительное финансовое плечо. А вот для самого банка — мало хорошего, это непрофильный бизнес, кроме того, вряд ли бы компания оказалась у банка, если бы была возможность привлечь инвесторов», — уверен Ортенберг.