Потенциальных покупателей автомобилей стало больше, при этом в первую очередь россияне рассчитывают на собственные средства, а привлекательность автокредитов заметно падает. Таковы результаты последнего всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований.

Доля россиян, которые в ближайшие три года планируют купить автомобиль, выросла за год с 14% до 23%, достигнув максимального значения за последние пять лет. Больше всего желающих совершить покупку среди мужской половины населения (30% против 16% женщин), среди молодых людей до 25 лет (44%), высокообразованных (29%) и имеющих сбережения (32%). Не планируют таких крупных покупок три четверти опрошенных (75%).

Доля рассчитывающих купить машину за собственный счет продолжает расти с 2014 года (с 27% в 2014 году до 73% в 2016-м). Среди тех, кто планирует покупку за счет имеющихся средств, 34% уже располагают нужной суммой, а 49% собираются ее накопить. В свою очередь возможность взять кредит на покупку авто россияне рассматривают все реже (за прошедший год наблюдается падение вдвое: с 25% до 13%). В автокредитах заинтересованы в основном женщины (18% против 11% мужчин), 45—54-летние (22%), а за свой счет купить авто планируют чаще мужчины (79%) и 25—34-летние (81%).

Доля участников исследования, рассчитывающих для покупки автомобиля взять деньги в долг у друзей и родственников, в 2011—2015 годах составляла от 5% до 12%, а в 2016-м — 4%, показывают данные НАФИ. При этом, по последней информации, среди них больше женщин, чем мужчин (19% и 8% соответственно), а также молодых россиян в возрасте от 18 до 24 лет (20% против в среднем 10% в других группах).

Востребованность автокредитов падает прежде всего из-за величины переплаты или высокой процентной ставки (49%). Годом ранее эту причину называли только 22%. 28% респондентов, планирующих покупку машины отличным от кредита способом, сообщили, что им не нравится жить в долг. 19% не нуждаются в автокредитах. Каждый десятый россиянин не имеет достаточного дохода для осуществления выплат.

«Интерес к приобретению собственного автомобиля актуализировался по целому ряду причин. Для одних россиян это средство вложения ранее накопленных денег, другие решаются на покупку, замечая планомерный рост цен на авто, третьи покупают автомобиль как средство заработка, лишившись работы или столкнувшись с сокращением дохода. Кроме того, для рынка в целом характерно снижение средней продолжительности пользования автомобилем, а возросший интерес к покупке — следствие накопившегося за пару лет кризиса нереализованного спроса», — комментирует директор по исследованиям НАФИ Тимур Аймалетдинов.

Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в марте 2016 года. Опрошено 1,6 тыс. человек в 140 населенных пунктах 42 регионов РФ. Статистическая погрешность оценивается не более чем в 3,4%.