Потребительская уверенность россиян немного укрепилась в I квартале 2016 года. Об этом свидетельствует обновленный «потребительский индекс Иванова» — рассчитываемый Сбербанком (аналитическим департаментом его корпоративно-инвестиционной структуры Sberbank CIB) индикатор, в котором центральный персонаж — условный Иванов — выступает в качестве «типичного представителя российского среднего класса».

Индекс потребительской уверенности по итогам последнего опроса составил минус 22%, в то время как в IV квартале 2015 года равнялся минус 24%. При этом зафиксирована положительная поквартальная динамика всех компонентов индекса.

Так, ожидания в части личного благосостояния улучшились на 2 процентных пункта, до минус 1% (как и в I квартале 2015 года).

Ожидания относительно национального благосостояния улучшились на 3 п. п., до минус 7% (последний раз такой уровень отмечался также в I квартале 2015-го). «Вероятно, это обусловлено замедлением инфляции и ослаблением опасений, связанных с курсом рубля. Однако доля Ивановых, считающих экономику страны нестабильной, выросла до 86%; это подкрепляет нашу точку зрения, что население не ожидает быстрого и беспроблемного улучшения макроэкономической динамики», — говорится в докладе.

В числе прочего отмечается, что безработица волнует Ивановых уже почти так же, как инфляция. Доля респондентов, опасающихся увольнения, достигла 44%. При этом указано, что в конце 2015 года либо в I квартале 2016-го 20% Ивановых все же получили прибавку к зарплате (в 5,6%), что означает среднее увеличение на 1,4% для всей выборки.

Индекс, оценивающий условия для крупных приобретений, видимо, также прошел минимальную отметку в IV квартале 2015 года, считают аналитики: в прошедшем квартале он поднялся до минус 31% (с 34%). «Это вполне совпадает с более оптимистичным прогнозом Ивановых в части расходов на товары и услуги не первой необходимости. Эффект будет еще более заметным на фоне низкой базы сравнения в I квартале 2015 года, когда продажи товаров длительного пользования были относительно невелики после ажиотажного спроса в IV квартале 2014 года», — комментируют исследователи.

Доля Ивановых, не имеющих сбережений, выросла с 36% в последнем квартале прошлого года до 41% в I квартале 2016-го, а доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, упала с 8,3% до 7%. По мнению Sberbank CIB, это связано в основном со снижением доходов населения в I квартале 2016 года относительно IV квартала 2015-го, причем Ивановы отметили, что им нужно больше откладывать.

Доля Ивановых, чувствительных к уровню цен, увеличилась до 76% с отметки 75%, на которой до этого оставалась четыре квартала подряд. Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, осталась на уровне 70%. При этом доля Ивановых, стремящихся сэкономить, приобретая продукты питания со скидкой чаще и в больших объемах, увеличилась с 50% во II квартале 2015 года до 60% в I квартале 2016-го.

«Хотя мы по-прежнему наблюдаем высокую чувствительность к уровням цен и сильную тенденцию к переходу на более дешевые товары, все же есть признаки дальнейшей нормализации потребительских привычек — возможно, это указывает на то, что восстановление приближается (даже если оно будет постепенным)», — делают вывод исследователи по итогам анализа всех компонентов индекса.

Исследование, которое по заказу Sberbank CIB проводит агентство Cint, по методологии близко к ежеквартальным исследованиям Росстата и аналогичным индексам в странах ЕС, однако охватывает более широкий спектр вопросов, относящихся к потребительскому поведению россиян со средним уровнем дохода. В опросе приняли участие 2,3 тыс. граждан в возрасте 18—65 лет из 164 городов России с населением более 100 тыс. человек. Погрешность оценивается менее чем в 2%.