Лизинговый портфель российских компаний впервые за шесть лет показал отрицательную динамику. Об этом говорится в исследовании RAEX («Эксперт РА») «Рынок лизинга по итогам 2015 года: на субсидиях», краткая версия которого представлена в релизе агентства.

Как отмечается, в последний раз объем лизингового портфеля сокращался в 2009 году.

Сокращение объема нового бизнеса (стоимости имущества) за 2015 год составило около 20%. «Его номинальный объем, по нашей оценке, не превысил 545 миллиардов рублей, — отмечает управляющий директор по банковским рейтингам RAEX Станислав Волков. — Сокращение экономики страны привело к заморозке планов предприятий по обновлению основных фондов: инвестиции в основной капитал за прошедший год упали на 8,4% по сравнению с 2014 годом (по данным Росстата). Лизинговый рынок как один из индикаторов инвестиционной активности в экономике также показал отрицательную динамику. От еще большего падения рынок удержали крупные авиасделки и госпрограмма по субсидированию автолизинга».

Согласно исследованию, среди трех крупнейших сегментов лизингового рынка прирост за 2015 год показал только авиализинг (плюс 28%). Около 94% нового бизнеса в авиасегменте пришлось на сделки четырех крупнейших лизинговых компаний рынка. В прошлом году авиализинг практически достиг рекордного объема нового бизнеса, продемонстрированного в 2013 году. Причиной роста объема авиасделок, помимо крупных разовых сделок, послужила господдержка лизинга/аренды российских самолетов. Кроме того, на объем авиасделок в прошлом году повлияла передача самолетов, ранее изъятых у неплатежеспособных авиакомпаний (в том числе «Трансаэро»).

Аналитики отмечают, что субсидирование лизинга в качестве антикризисной меры будет оказывать все большее влияние на объем и отраслевую структуру нового бизнеса. Запуск льготного автолизинга и субсидирование лизинга/аренды российских самолетов продолжат поддерживать авто- и авиасегменты. Ключевое влияние на лизинг высокотехнологичного оборудования в 2016 году может оказать программа Фонда развития промышленности по поддержке промышленных предприятий.

Согласно базовому прогнозу RAEX, в 2016 году лизинговый рынок сократится не более чем на 15% и составит около 463 млрд рублей. Согласно данному прогнозу, сокращение ж/д сегмента составит 30%. Ключевую поддержку автолизингу по-прежнему будет оказывать госпрограмма, однако она не сможет переломить ситуацию с падением автопродаж; в итоге автолизинг просядет на 10%. Объем нового бизнеса в авиасегменте упадет на 5%. При этом ключевое влияние на рынок будет оказывать ситуация в экономике РФ и реализация госпрограмм с применением лизинга.