Большинство послаблений, введенных Центробанком РФ в 2014 году для сглаживания влияния стресса на финансовом рынке на балансы банков, отменены или истекли, при этом зависимость российских банков от госфондирования сокращается. Об этом говорится в отчете Fitch Ratings «Меры поддержки для российской банковской системы».

Аналитики указывают, что в 2015 году имела место «значительная рекапитализация» ведущих госбанков и они теперь могут выдержать как минимум два или три года сохранения сложной экономической ситуации, прежде чем им снова потребуется поддержка капиталом. Снижение зависимости банков от мер господдержки отражает тот факт, что операционные условия для банковского сектора, хотя и остаются непростыми, несколько стабилизировались, отмечает Fitch.

Агентство напоминает, что с января 2016 года банки не могут использовать льготный обменный курс для расчета валютных активов, взвешенных с учетом риска, а также больше не могут реклассифицировать ценные бумаги в инструменты, которые держатся до погашения, чтобы избежать признания убытков от переоценки по рыночной стоимости. Кроме того, с января 2016 года по заемщикам, на которых распространяются санкции, требуется создание резервов. Однако реструктурированные кредиты все еще фактически освобождены от резервирования, как и риски, связанные с Украиной.

По оценкам Fitch, реструктурированные кредиты в секторе находятся на уровне, выраженном низким двузначным числом: это означает, что проблемы с качеством активов в банковском секторе существенно недооценены. В то же время банки, вероятно, будут признавать эти проблемы постепенно, до 3—4% от кредитного портфеля каждый год, чтобы иметь возможность резервировать их за счет прибыли до отчислений под обесценение без ущерба для капитала.

Предоставленная банкам поддержка капиталом является существенной, но по-прежнему посильной для государственных финансов, констатируют аналитики. В совокупности с 2011 года, по их оценкам, Агентство по страхованию вкладов, ЦБ и Фонд национального благосостояния израсходовали 1,7 трлн рублей на рекапитализацию банков. Это эквивалентно 2,1% ВВП за 2015 год. АСВ также по состоянию на конец 2015 года выплатило 828 млрд рублей застрахованным вкладчикам обанкротившихся банков.

Из программы поддержки капиталом на сумму 900 млрд рублей, направленной через АСВ с 2015 года, в сумме было использовано до 824 млрд. Основными получателями, как напоминает Fitch, были крупные банки в государственной собственности, за исключением Сбербанка, которому не потребовалась поддержка капиталом ввиду его более сильной кредитоспособности. В то же время у Сбербанка есть возможность конвертировать субординированный долг на сумму 500 млрд рублей, ранее полученный от ЦБ РФ, в основной капитал, что увеличило бы его показатели капитализации.

Рублевое фондирование от ЦБ по-прежнему является существенным, но его использование резко сократилось — до 2,2 трлн рублей на конец февраля 2016 года с 4,6 трлн на конец июня 2015-го. При таких темпах основная часть рублевого фондирования от ЦБ РФ может быть погашена банками к концу III квартала 2016 года, и они могут начать аккумулировать существенную избыточную рублевую ликвидность, считают аналитики. Использование лимита ЦБ РФ по фондированию в иностранной валюте на сумму 50 млрд долларов уменьшилось до 16,5 млрд на конец I квартала 2016 года с 30 млрд на конец первого полугодия 2015-го, отражая как более низкий спрос на валюту, так и увеличение соответствующей ставки РЕПО Банка России, что сократило прибыльность операций керри-трейд.