Министерство связи и массовых коммуникаций РФ приступило к разработке механизма онлайн-кредитования. Суть в том, что после одобрения заявки на кредит, которую клиент сможет подать через интернет-банк, средства будут зачислены на его счет или карту. Посещать офис банка для получения кредита не потребуется. Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к министерству.

Издание напоминает, что сейчас подобную практику используют микрофинансовые организации, а получить кредит в банке, даже подав заявку через интернет-банк, можно только в офисе по паспорту.

По словам собеседника «Известий», в ближайшее время Минкомсвязь проведет закрытую встречу с представителями крупнейших банков, на которой будут обсуждаться детали механизма онлайн-кредитования.

Источник пояснил, что внедрение механизма онлайн-кредитования — следующий этап развития схемы получения банками данных о доходах россиян из Пенсионного фонда России по СМС. «Внедрение механизма онлайн-кредитования возможно, когда Минкомсвязь технически доработает модуль (тот же, который существует для схемы с СМС), — отметил источник. — В результате клиенты смогут получать данные о доходах в интернет-банке и направлять их в кредитную организацию. Банки же, в свою очередь, будут иметь все возможности для проверки платежеспособности граждан».

По словам собеседника «Известий», для того чтобы узаконить механизм онлайн-кредитования, потребуются поправки в положение об использовании ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации, созданная в рамках исполнения закона о госуслугах) и положение об инфраструктуре электронного правительства. Все эти вопросы будут обсуждаться на встрече — вместе с нюансами механизма получения банками данных о доходах россиян из ПФР по СМС.

По словам зампреда Локо-Банка Андрея Люшина, плюсов у новации множество: экспансия в регионы с ограниченным присутствием банков, возможность увеличения уровня кредитования лояльных клиентов банка, которые не обращаются за займами из-за нехватки времени на посещение офиса, а также возможность оптимизации штатов за счет автоматизации процесса выдачи кредитов. Но он не исключает в случае с новыми клиентами «вероятность скачкообразного роста кредитов с признаками мошенничества и невозвратных займов, полученных с использованием недостоверных или похищенных персональных данных».

По словам управляющего партнера аудиторской компании «2К» Тамары Касьяновой, чтобы онлайн-кредитование привело к росту объемов выдачи кредитов, банкам стоит подготовить отдельную линейку кредитов, доступных в онлайн-сервисе. «Быстрый доступ к деньгам — это сфера работы микрофинансовых организаций, — поясняет собеседница. — Если банки предложат примерно похожие продукты — небольшие суммы на короткие сроки с высокими процентными ставками, то инструмент онлайн-кредитования может оказаться востребованным».

В Минкомсвязи не ответили на запрос «Известий».