Разрабатываемые в правительстве экономические прогнозы недостаточно реалистичные и надежные, полагают в Счетной палате. Об этом говорится в представленном сегодня Госдуме итоговом докладе главы ведомства Татьяны Голиковой.

«Сравнительный анализ динамики основных макроэкономических показателей, сложившейся за последние годы, показал их существенное отклонение от прогнозируемых значений. При этом, несмотря на то, что прогноз, как правило, корректируется к концу года, одновременно с поправками в бюджет, отклонения сохраняются, что может свидетельствовать о недостаточной степени реалистичности и надежности разрабатываемых прогнозов. Проведенный анализ показал, что существует определенная несбалансированность значений ряда целевых установок документов стратегического планирования», — сказано в документе.

Так, в Счетной палате указывают, что в составе показателей прогноза на 2016–2018 годы отмечены только 18 из 58 показателей «майских указов» президента Владимира Путина от 2012 года.

«Существуют значительные риски недостижения целевых значений отдельных макроэкономических индикаторов, например, производительности труда и отношения объема инвестиций в основной капитал к объему ВВП», — предупреждает Счетная палата. Это требует от правительства дополнительных мер, советуют в ведомстве. Счетная палата обращает внимание на то, что в составе материалов к проекту ФЗ № 384 о федеральном бюджете на 2016 год и плановый период 2016–2017 годов «не были представлены расчеты по доходам, объем которых в 2016 году составляет 717,9 млрд рублей (5,2% общего объема доходов)».

«Доля доходов, по которым не представлены расчеты, свидетельствует о недостаточной прозрачности формирования доходной базы федерального бюджета», — заключает счетное ведомство. Вместе с тем Счетная палата критикует Минфин за работу по планированию субсидий на финансовое обеспечение госзадания. «Работа по учету остатков на счетах бюджетных и автономных учреждений при планировании бюджетных ассигнований на 2016 год была организована Минфином России, по мнению Счетной палаты, не на должном уровне», — пишет Голикова в отчете.

Объем доведенных Минфином остатков был сформирован на основании информации, полученной от самих главных распорядителей средств федерального бюджета. Между тем возможна ситуация, когда показатели, установленные госзаданием, выполнены в полном объеме, а средства субсидий использованы не полностью в связи с занижением нормативных показателей, констатируют в Счетной палате.

«Остается нерешенным ряд проблем системного характера: недостаточная точность прогнозирования показателей, принимаемых при расчете доходов федерального бюджета, отсутствие утвержденных методик проведения прогнозных расчетов доходов федерального бюджета; отсутствие полноценной приоритизации мероприятий государственных программ, оптимизации расходов и выявления резервов по мероприятиям», — перечисляется в докладе.

В апреле премьер-министр Дмитрий Медведев защитил Минэкономразвития от нападок со стороны министров. «Когда ваше министерство критикуют, что прогнозы часто меняются, ну, что я могу сказать: пусть тот, кто умеет, сделает более точный прогноз», – высказался он.