По итогам текущего года российские банки могут увеличить портфель кредитов населению на 3—5% до 11—11,5 трлн рублей, в том числе за счет оживления рынка кредитов без обеспечения. Такой прогноз дает Национальное агентство финансовых исследований в материале «Розничное банковское кредитование в 2016 году».

По оценкам НАФИ, в I квартале 2016 года объем предоставленных розничных кредитов вырос на 20% в годовом выражении (на столько же он сократился в I квартале прошлого года). Выдача кредитов без обеспечения выросла в среднем на 15%, что позволило портфелю необеспеченной розницы в марте показать нулевой темп прироста (начиная с января прошлого года месячная динамика портфеля стабильно находилась в отрицательной зоне), говорится в докладе. Наиболее высокие темпы роста выдачи наблюдались в ипотечном кредитовании и автокредитовании (примерно по 50%), что аналитики связывают с продлением программ господдержки данных сегментов до конца 2016 года.

Согласно наблюдениям исследователей, крупнейшие розничные банки продолжают испытывать проблемы с обслуживанием ранее выданных кредитов. По итогам трех месяцев ряд розничных монолайнеров (Хоум Кредит Банк, «Ренессанс Кредит») вновь оказались убыточными из-за возросших отчислений в резервы на возможные потери по ссудам. Большинство крупнейших банков, кредитующих население, за первые три месяца года показали рост уровня просроченной задолженности на балансе. Совокупно по системе доля просрочки по розничному портфелю на 1 апреля составляет около 8,5%. По оценкам НАФИ, наименьший уровень просрочки характерен для ипотеки (1,7%) и автокредитов (порядка 5%), наибольший — порядка 11—12% — сохраняется в необеспеченной рознице.

По прогнозу НАФИ, в 2016 году совокупный портфель кредитов физлицам может прибавить до 5%. Опережающими темпами — на 15—17% — будет расти ипотечный портфель за счет реализации госпрограммы и небольшого снижения кредитных ставок вследствие избыточной ликвидности в секторе и ожидаемого снижения ключевой ставки во втором полугодии 2016 года. Рост портфеля автокредитов ожидается на уровне 7—10%. Эффект «низкой базы» обеспечит положительную динамику в сегменте необеспеченной розницы (порядка 5—7%). При этом НАФИ ожидает стабилизации уровня просроченной задолженности и даже ее снижения до конца года: в сегменте ипотеки и автокредитов — до 1,5% и 4,5%, в сегменте необеспеченной розницы — до 10—10,5%.

«Несмотря на оживление рынка необеспеченных кредитов, потенциал для долгосрочного роста розничного бизнеса большинства банков-монолайнеров ограничен, — считают аналитики. — Основа для роста необеспеченной розницы сегодня — работа с действующими качественными заемщиками путем расширения лимитов кредитования и кросс-продаж, а также кредитование в рамках зарплатных проектов. В связи с этим опережающий рост портфеля кредитов без обеспечения в 2016 году будут демонстрировать в первую очередь универсальные банки с высокой долей расчетных счетов юрлиц, а также розничные банки, ранее проводившие осторожную политику в части выдачи кредитов и тем самым сформировавшие более качественную клиентскую базу (яркие примеры — Тинькофф Банк, выдающий кредитные карты с низким лимитом, либо Совкомбанк, специализирующийся на кредитовании пенсионеров). Для большинства банков-монолайнеров возможности роста их розничного бизнеса ограничены низким качеством сформированного портфеля и отсутствием качественного потока клиентов «с улицы».

«Розничным монолайнерам необходимо продолжить работу в направлении диверсификации бизнеса. Возможные точки роста — операции с облигациями крупных компаний, а также продажа некредитных страховок и продуктов сторонних банков, — советуют в НАФИ. — Диверсификация розничного бизнеса за счет классического корпоративного кредитования сегодня малореализуема — крупный бизнес привлекут только низкие ставки, что еще больше ударит по рентабельности, а сегмент МСБ демонстрирует крайне высокий уровень дефолтности. Выход — кредитование реального сектора путем покупки облигаций крупных российских компаний. Второе направление — продажа страховых полисов, не привязанных к выдаче кредитов (а значит, носящих нециклический характер), а также предоставление за комиссию кредитов банков-конкурентов, что позволит расширить как линейку продуктов банков, так и узнаваемость его бренда».