Рост неплатежей в корпоративном секторе РФ, наблюдаемый с начала введения антироссийских санкций и ухудшения экономической конъюнктуры, достиг пика во II квартале 2015 года, в последующие три квартала ситуация улучшилась, свидетельствуют данные системы «СПАРК — Мониторинг платежей».

Рекордно низкий уровень платежной дисциплины был зафиксирован во II квартале 2015 года, когда доля оплаченных в срок счетов снизилась до 47%. Доля просроченных до 60 дней платежей выросла до 28%, а просрочки свыше 60 дней — до 25% от их общего объема, сказал «Интерфаксу» руководитель проекта «СПАРК — Мониторинг платежей» Алексей Морсин.

В I квартале 2016 года доля оплаченных в срок счетов увеличилась до 53%. Просрочки до 60 дней снизились до 26%, более чем на 60 дней был просрочен каждый пятый платеж.

«Цифры подтверждают заданный в третьем квартале прошлого года вектор на смягчение ситуации с неплатежами в корпоративном секторе», — сказал Морсин. Вместе с тем доля платежей, просроченных свыше 60 дней, все еще превышает уровень в 20%.

Об определенной стабильности в плане платежной дисциплины говорит и статистика Объединенного кредитного бюро. В I квартале 2016 года из общего числа выданных юридическим лицам кредитов 16% имели просрочку 60 и более дней. Объем просроченной задолженности по таким кредитам составил порядка 4% от общего объема ссудной задолженности юридических лиц. Эти цифры очень близки к показателям IV квартала 2015 года, что также свидетельствует об определенной стабилизации.

Улучшение ситуации с неплатежами констатируют и сами представители бизнеса, опрошенные «Интерфаксом». «Некоторое смягчение ситуации с неплатежами, действительно, наблюдается, но одновременно сохраняются и повышенные риски», — отмечает Полина Гуща, генеральный директор компании Coface, занимающейся страхованием поставок на условиях отсрочки платежа.

Так, по данным исследования Coface, 83% респондентов-поставщиков сообщили о наличии просроченной задолженности со стороны покупателей. Кроме того, более 90% опрошенных по-прежнему предоставляют клиентам отсрочку платежа, при этом у половины опрошенных доля продаж на условиях отсрочки превышает 70% в торговом обороте. Среди факторов риска эксперты выделяют сложности у компаний с самостоятельным покрытием возможных убытков вследствие снижения маржинальности бизнеса, трудности с перекредитованием из-за высоких ставок, а также реализацию отложенного эффекта от наличия «прорех» в оборотном капитале.

«Говорить о серьезном улучшении платежной дисциплины преждевременно», — считает директор по развитию Ассоциации кредитных менеджеров Центральной и Восточной Европы Андрей Сичка. Причину некоторого снижения доли несвоевременных оплат он видит в ужесточении поставщиками политики кредитования и взыскания. Когда внешнее финансирование становится все дороже, мириться с просрочкой клиента до 60 дней готовы далеко не все. Однако изменение отношения клиентов к своевременным платежам было и остается очень сложной задачей, сетует он.

В связи с сезонным фактором координатор проекта «Надежный партнер» Андрей Романчук не ожидает улучшения ситуации с платежной дисциплиной в секторе энергетики. Он отмечает продолжающийся рост дебиторской задолженности потребителей: задолженность за тепловую энергию уже приблизилась к 200 млрд рублей. На розничном рынке электроэнергии, где по относительному приросту задолженности лидирует группа «бюджетные потребители», задолженность на конец I квартала составила 215,7 млрд рублей. В некоторых регионах РФ сохранение высокого уровня задолженности потребителей может привести к смене гарантирующего поставщика.

Исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний Дмитрий Шевченко видит риски неплатежей в так называемом скрытом кредитовании, которое проявляется через договорные отсрочки оплаты и просрочки платежей в корпоративном секторе. В основании этой цепочки находятся госкомпании, государственные и муниципальные заказчики, чья платежная дисциплина, во-первых, является моделью для всей экономики, а во-вторых, определяет приток ликвидности в зависимые компании частного сектора.