Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал принять в первом чтении поправки в Бюджетный кодекс РФ (БК РФ), позволяющие скорректировать федеральный бюджет на 2009 год в связи с изменением цен на энергоносители и мировым финансово-экономическим кризисом. На заседании Госдумы документ будет рассмотрен в среду, 25 марта. Во втором и третьем чтении законопроект может быть обсужден в ближайшую пятницу, сообщил на заседании комитета его глава Юрий Васильев.

Поправки уточняют нормы БК для обеспечения сбалансированности федерального бюджета в условиях неопределенности перспектив завершения финансового кризиса с учетом текущей экономической ситуации и прогнозируемого в 2009—2011 годах дефицита федерального бюджета, говорится в пояснительных документах. Потребуется создание правовых оснований для внесения изменений в закон бюджете на 2009 год и плановый период 2010—2011 годов.

Законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2013 года действие пункта, который устанавливает, что средства Резервного фонда могут использоваться только для финансового обеспечения нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов. В этой связи в законопроекте предусматривается поправка, согласно которой средства фонда в 2010—2012 годах, как и в текущем году, могут использоваться для обеспечения сбалансированности федерального бюджета в объемах, утвержденных законом о федеральном бюджете.

Кроме того, предлагается поправка, согласно которой пункт БК, устанавливающий ограничения по ненефтегазовому дефициту федерального бюджета в процентном отношении к ВВП (не более 4,7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта), временно отменяется и будет введен в действие с 1 января 2013 года. Также на ближайшие четыре года снимается ограничение на общий дефицит федерального бюджета в 1% ВВП. В 2009 году дефицит бюджета составит 8% ВВП.

Поправки касаются и возможности изменения бюджетных показателей только на текущий финансовый год. Законопроектом предусматривается, что в случае сокращения в текущем финансовом году ненефтегазовых доходов бюджета более чем на 15% по сравнению с утвержденным объемом доходов изменения могут быть внесены только в показатели текущего финансового года, без изменения параметров планового периода. При этом положения закона о бюджете, относящиеся к плановому периоду, могут быть признаны утратившими силу при принятии соответствующего федерального закона, без представления уточненного прогноза социально-экономического развития в плановом периоде при внесении законопроекта. Кроме того, в этом случае при внесении изменений в законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ плановые показатели на второй и третий годы этих бюджетов также могут быть признаны утратившими силу.

В 2009 году, по оценке Минэкономразвития России, сокращение ненефтегазовых доходов в результате уточнения прогноза относительно уровня, утвержденного в бюджете, составит около 25%, говорится в пояснительной записке правительства. В предыдущие годы происходил рост ненефтегазовых доходов на фоне роста цен на энергоносители. В 2008-м превышение составило 15%, в 2007-м — 23%, в 2006-м — 9%.

Поправками в 2009—2012 годах предлагается снять существующее ограничение по предоставлению трансфертов из региональных бюджетов местным бюджетам. Таким образом, местным бюджетам могут быть предоставлены дотации в большем объеме.