Министерство транспорта РФ, осуществляющее права акционера в отношении Государственной Транспортной Лизинговой Компании, совместно с Министерством промышленности и торговли, вырабатывающим государственную политику в области развития авиационной техники, подготовило проект постановления правительства об увеличении уставного капитала ГТЛК в целях развития лизинга, аренды воздушных судов Sukhoi Superjet 100. Документ опубликован на портале для размещения информации о подготовке проектов нормативных правовых актов.

«В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 21 федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» направить бюджетные ассигнования… в размере 30 млрд рублей Министерству транспорта Российской Федерации на оплату по договору приобретения… акций ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания», дополнительно размещаемых в рамках увеличения его уставного капитала, совокупной стоимостью 30 млрд рублей… для приобретения 26 самолетов Sukhoi Superjet 100 в целях развития лизинга, аренды воздушных судов российского производства», — говорится в проекте постановления.

Как отмечается в пояснительной записке к проекту, в настоящее время более 95% всех авиаперевозок в России осуществляется самолетами зарубежного производства, а количество воздушных судов российского производства, используемых авиакомпаниями, постоянно сокращается. При этом большинство самолетов иностранных моделей передаются в лизинг, аренду по ставкам, номинированным в иностранной валюте. В условиях волатильности курса рубля отечественные авиакомпании подвергаются высокому валютному риску и наблюдают снижение маржинальности своей деятельности до критически низких значений.

SSJ 100 является единственным выпускаемым серийно в России самолетом, обладающим высоким уровнем конкурентоспособности технических и эксплуатационных характеристик в отношении зарубежных аналогов, подчеркивают авторы документа. При этом спрос на внутреннем и внешних рынках ограничен в связи с номинированием стоимости новых самолетов SSJ 100 в долларах США, отсутствием вторичного рынка, а также недостаточным уровнем послепродажного обслуживания и технической поддержки в сравнении с самолетами иностранного производства.

Рост платежеспособного спроса и соответственное расширение производства могут быть стимулированы путем снижения стоимости эксплуатации воздушного судна за счет предоставления льготных условий лизинга, аренды самолетов SSJ 100 (ставок лизинга, аренды, номинированных в рублях). Данное условие создает предпосылки для активизации спроса на самолеты отечественного производства и импортозамещения бывших в употреблении иностранных аналогов, ставки по которым номинированы в иностранной валюте, а также обеспечивает эффективную коммерческую эксплуатацию воздушных судов SSJ 100, рассчитывают авторы документа.

Они напоминают, что между ПАО «ГТЛК» и компанией «Гражданские самолеты Сухого» был заключен твердый контракт на 32 воздушных судна SSJ 100, который также предусматривает опцион на приобретение до 28 дополнительных единиц техники.

За счет полученных средств ГТЛК оплатила производителю самолетов в полном объеме стоимость десяти готовых судов и авансировало поставки 22 воздушных судов в 2016—2017 годах. Это обеспечило загрузку производства филиала АО «ГСС» в Комсомольске-на-Амуре. По состоянию на 30 марта 2016 года поставлено и передано в аренду авиакомпаниям шесть воздушных судов.

Оплата оставшейся стоимости авансированных воздушных судов по мере поставки будет производиться ГТЛК за счет средств, привлеченных из внебюджетных источников, доля которых составляет не более 50% от общего объема инвестиций.

Авансирование производства судов за счет бюджетных средств позволяет ГТЛК предлагать отечественным авиаперевозчикам аренду нового воздушного судна по ставкам, номинированным в рублях.

Дополнительно в рамках реализации проекта по продвижению SSJ 100 лизинговая компания сформировала собственный склад запасных частей SSJ 100 (189 единиц различных запчастей и агрегатов). АО «ГСС» прорабатывает возможность создания на базе ГТЛК единого поставщика комплектующих для сборки воздушных судов и запасных частей для послепродажного обслуживания самолетов SSJ 100, указано в пояснительной записке.

В числе прочего отмечается, что подтвержденная потребность в воздушных судах SSJ 100 со стороны авиакомпаний на внутреннем и внешних рынках составляет свыше 110 самолетов (лизинговой компанией заключены соглашения о намерениях).

В этой связи расширение мероприятий по стимулированию продаж самолетов SSJ 100 через механизм лизинга, аренды остается актуальным, заключают профильные министерства.

В целях реализации указанных выше мероприятий предлагается: внести в уставный капитал ГТЛК средства федерального бюджета в размере от 30 млрд рублей в 2016 году; за счет полученных средств реализовать опцион на закупку дополнительных самолетов по ранее заключенному контракту ГТЛК с АО «ГСС» путем перечисления аванса на производство авиатехники; обеспечить привлечение дополнительных средств внебюджетных источников в объеме до 30 млрд рублей, необходимых для полной оплаты воздушных судов; закупить 26 самолетов SSJ 100; сохранить для авиакомпаний выгодные условия лизинга, аренды; обеспечить передачу поставленных воздушных средств авиакомпаниям в лизинг, аренду; продолжить работу над развитием и совершенствованием системы послепродажного обслуживания.

Реализация данных мероприятий, как рассчитывают власти, обеспечит, в частности, формирование арендного парка в объеме до 58 самолетов в 2016—2019 годах.