В I квартале 2016 года количество заявок, отмеченных банками как подозрительные, выросло на 82% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при том что общее количество входящих заявлений увеличилось менее чем на 30%, следует из данных Национального бюро кредитных историй. Доля подозрительных заявок в общем потоке заявлений также выросла с 2,7% до 3,5%. Количество счетов, когда кредит уже выдан, но по нему нет первого платежа, что косвенно может свидетельствовать о кредитном мошенничестве, выросло на 40%, до 267 106 счетов в I квартале этого года по сравнению с прошлым, свидетельствуют данные НБКИ.

Растет уровень подготовки мошенников. «Сейчас мошенников сложно вычислить, даже тщательно проверив предоставляемые ими для получения кредита документы: они очень качественно их подделывают, вклеивают свои фотографии на документы других людей и прочее», — рассказывает представитель Тинькофф Банка. По его словам, определить, что документ поддельный, зачастую сложно даже с помощью специальной дорогостоящей техники.

«Мы видим в целом по системе, что есть тренд на рост мошенничества с кредитными заявками», — подтверждает директор департамента потребительского кредитования Русфинансбанка Александр Воронин. По его словам, самая распространенная мошенническая схема осуществляется с привлечением кредитного эксперта в магазине, который оформляет кредит на товар, используя подложные документы клиентов, или оформляет кредит на реальных клиентов, но находящихся в сговоре с перекупщиками товара. Как правило, указывает Воронин, такую схему мошенники используют в магазинах, где продаются товары, которые легко сбыть: мобильные телефоны или ноутбуки. Поэтому в такие магазины банки стараются направлять собственных сотрудников.

Одним из инструментов, с помощью которого банк определяет мошенников, является технология распознавания и сверки лиц по фотографии со встречи с сотрудником банка, говорит представитель Тинькофф Банка. И добавляет, что с начала года благодаря этому банк выявил 185 кредитных заявок, которые были поданы с представлением поддельных документов, ни одна из них не одобрена. «Мы помним случай, когда один и тот же человек по разным паспортам подал десять заявок на кредит», — указывает он.

В Тинькофф Банке скоринг по заявке осуществляется на всех этапах взаимодействия с клиентом. Банк анализирует полученную информацию и сопоставляет ее с имеющимся массивом данных, что позволяет эффективно выявлять мошенников, говорит представитель «Тинькоффа».

В целом проверка при выдаче POS-кредитов проходит в три этапа, перечисляет Воронин: сначала сотрудник магазина или банка визуально оценивает клиента и его поведение, проверяет документы и заносит паспортные данные в анкету, делает фото или даже короткое видео клиента. Затем паспорт проверяется по базе ФМС, а информация о клиенте проверяется по базе кредитного бюро и проходит оценку скоринговой системы банка. На третьем этапе делается контрольный звонок клиенту в момент оформления кредита или спустя некоторое время. Если обнаружится подозрение на мошенничество, кредитный эксперт и магазин блокируются в системах банка, заключает он.