Президент РФ Владимир Путин подписал поправки к закону об ОСАГО, которые обязывают страховые компании продавать полисы «автогражданки» в электронном виде. Документ содержит ряд других важных изменений в сфере обязательного автострахования, в частности ужесточается процедура осмотра поврежденного автомобиля.

Госдума 10 июня во втором и третьем чтениях приняла ряд поправок к закону об ОСАГО. Одной из главных новаций стало введение обязанности страховщиков ОСАГО с 1 января 2017 года продавать полисы в электронном виде. Как говорится в документе, страховщик будет обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в электронном виде с каждым лицом, обратившимся к нему с соответствующим заявлением.

Эта поправка была инициирована Центробанком, для того чтобы обеспечить доступность ОСАГО в ряде регионов, где полисы стало трудно купить: компании тем или иным образом ограничивают продажи ОСАГО на территориях с высокой убыточностью. В частности, это Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская, Челябинская и Мурманская области. А убыточность, по данным страховщиков, сложилась из-за активности недобросовестных автоюристов, которые вывели с рынка, по разным оценкам, от 10 млрд до 18 млрд рублей в 2015 году. В ряде регионов проблемы с ОСАГО сохраняются, признала глава ЦБ Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме 14 июня.

Напомним, возможность оформить ОСАГО в электронном виде доступна автовладельцам с 1 июля 2015 года, однако пока эта опция является правом, а не обязанностью страховщика. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), со дня старта проекта продано 200 тыс. электронных полисов ОСАГО (для сравнения: только за январь — апрель 2016 года всего продано 12,2 млн страховок).

По данным РСА, е-полис продают 14 компаний и 80 страховщиков ОСАГО. Не реализована эта функция у таких крупных игроков рынка, как «Ингосстрах», «СОГАЗ», «Согласие» и др. До конца марта электронное оформление ОСАГО предлагал лидер рынка «Росгосстрах», однако затем он отключил эту опцию, сославшись на технические проблемы. При этом активнее всего е-полисы продавались как раз в наиболее убыточных для страховщиков регионах — Краснодаре, Волгограде и Ростове.